010000, Нур-Султан 
проспект Мәңгілік ел,дом №8, 
здание  «Дом министерств», 10 подъезд
+7 (7172) 70-70-37

Бюджет-2018: Мажилис рассмотрел отчеты Правительства и Счетного комитета

Сегодня под председательством Спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина состоялось пленарное заседание Палаты, на котором депутаты рассмотрели отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2018 год.

Отмечено, что в целом удалось достичь многих запланированных показателей темпов развития экономики страны. Рост ВВП составил 4,1%. Годовая инфляция не превысила 5,3%. Поступления в Национальный Фонд увеличились, по сравнению с 2017 годом, более чем в 1,5 раза. Всё это позволило не только сохранить, но и наращивать социальную направленность бюджетных расходов страны, которые возросли в 2018 году на 14%, составив 4 триллиона 275 миллиардов тенге, или 42,2% от общего объема расходов.
- Благодаря усилиям Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева, его постоянному вниманию к решению макроэкономических проблем, реализации упреждающих мер в социально-экономической сфере, в прошлом году были достигнуты запланированные темпы развития экономики страны, - подчеркнул Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин, подводя итог состоявшегося обсуждения.
Вместе с тем Н.Нигматулин акцентировал внимание Правительства и Счётного комитета на ряд серьезных нерешенных вопросов.
- Одной из ключевых задач, поставленных Елбасы перед Правительством в октябрьском 2018 года Послании народу Казахстана, являлось принятие системных мер по оптимизации затрат и экономии средств, исключение неэффективных и несвоевременных расходов, - напомнил Нурлан Нигматулин.
При этом, по словам Спикера Мажилиса, у Правительства остается достаточно резервов для качественного исполнения бюджета.
- Складывается впечатление, что сейчас вся работа государственных органов в большей степени ориентирована на формальное выполнение бюджетных процедур. А результативность – то, для чего вообще нужны эти расходы – упускается, - подчеркнул Н.Нигматулин.
В качестве причин неэффективного использования бюджетных средств названы неграмотное бюджетное планирование, отсутствие необходимой координации бюджетных программ министерств и ведомств. Кроме того, нет взаимной увязки целевых индикаторов, предусмотренных этими бюджетными программами.
Депутаты также обратили внимание и на слабое налоговое администрирование, в результате которого сумма недоимки составила 198 млрд.тенге. В то время как авансовые платежи, несмотря на запрещающий Приказ министра финансов, относительно 2017 года выросли на 111 млрд. тенге.
По мнению Спикера Мажилиса, за счет таких авансовых изъятий налогов у бизнеса представителями налоговых органов выполняются плановые показатели. Отметив, что в настоящее время работа по улучшению налогового администрирования ведется, Нурлан Нигматулин вместе с тем подчеркнул, что проводить ее следует более активно, чтобы был виден результат. Особое внимание в ходе обсуждения депутаты уделили системе образования. В частности, качеству обучения учителей-предметников английскому языку в целях перехода на трехъязычное образование. У депутатов возникли вопросы и относительно несовпадения данных о педагогах, прошедших обучение на языковых курсах, в информации Министерства образования и науки.
В связи с чем Спикер Мажилиса предположил, что цифры напоминают скорее попытку искусственного достижения показателяСтратегического плана Министерства.
- Здесь, как и в целом, во всей сфере образования, необходимо навести порядок. Потому что она затрагивает большое количество граждан, касается формирования личностей, которые будут строить будущее нашей страны, - сказал Спикер Мажилиса, обращаясь к министру образования и науки, отметив при этом, что удельный вес расходов на образование в государственном бюджете составляет 17%, т.е. почти 2 трлн.тенге.
Депутаты обратили внимание и на работу информационных систем. Несмотря на то, что освоение бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы «Цифровой Казахстан», составило 99,7%, проблемы остаются. К тому же, отсутствие интеграции систем отрицательно сказывается на качестве оказания госуслуг. При этом отмечено, что за все годы из госбюджета на цифровизацию выделено в целом свяше 132 млрд. тенге.
К примеру, только у МВД 6 информационных систем интегрированы с Информационной Системой Корпорации «Правительство для граждан». Но, практически, ни одна из них бесперебойноне работает.
- Деньги выделяются и осваиваются, а система толком не работает. Не надо «заливать» проблему деньгами. Проблему надо решать, - резюмировал Нурлан Нигматулин.
Спикер Мажилиса акцентировал внимание и на повышении персональной ответственности руководителей государственных организаций за достижение целевых показателей.
- Только тогда можно ожидать полноценного решения задач, поставленных Первым Президентом страны – Елбасы Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым по повышению доходов и качества жизни наших граждан, - подчеркнул Председатель Мажилиса.
В целом в 2018 году доходы республиканского бюджета составили 8 789 млрд. тенге, или 101,6 %.
На реализацию бюджетных программ скорректированным бюджетом предусматривалось 9 353,5 млрд.тенге, из которых использовано 9 334,7 млрд.тенге, или 99,8 % к плану на год.
План на 2018 год по разделу бюджета «Затраты» не исполнен на сумму 18,8 млрд. тенге, из них нераспределенная сумма резерва Правительства составила 16,9 млрд. тенге, сумма экономии бюджетных средств – 334 млн. тенге, в итоге сумма неосвоения по республиканским бюджетным программам составила 1,5 млрд.тенге.
Обсудив на своем пленарном заседании, Мажилис направил бюджетныйотчет в Сенат Парламента.

Пресс-служба Мажилиса Парламента РК
Документ создан: 05.06.2019 15:26:50
Документ изменен: 05.06.2019 15:26:50