010000, Нур-Султан 
проспект Мәңгілік ел,дом №8, 
здание  «Дом министерств», 10 подъезд
+7 (7172) 70-70-37

Тезисы выступления Председателя Счетного комитета Годуновой Н.Н. на Совместном заседании Палат Парламента 20 июня 2019 года

Тезисы выступления Председателя Счетного комитета Годуновой Н.Н.
на Совместном заседании
Палат Парламента  
20 июня 2019 года, 10.00


Уважаемые председатели палат Парламента!
Уважаемые депутаты и члены Правительства!

Эффективное расходование государственных ресурсов – одна из стратегических задач, обозначенных и Елбасы, и Главой государства.
Как Вам известно, в прошлом году мы изменили подходы к формированию заключения Счетного комитета к Отчету Правительства. И сосредоточились на оценке реализации бюджета через исполнение стратегических целей, обозначенных руководством страны, и задач, которые поставлены в программных документах.
В этом году мы посмотрели, насколько бюджет отвечает общенациональным целям не только на уровне госпрограмм, но и в программах развития территорий. Подробнее об этом чуть позже.
В целом исполнение республиканского бюджета 2018 года прошло на фоне значительных преобразований в бюджетном процессе, проведенном Правительством с учетом прошлогодних рекомендаций Парламента и Счетного комитета.
Вообще из числа рекомендаций, данных Счетным комитетом Правительству и госорганам по итогам предыдущего заключения, реализовано или находится на стадии исполнения 72%.
И это тоже способствовало улучшению ситуации в исполнении бюджета. В два раза было меньше корректировок. Практически в 4 раза снизилось неэффективное использование бюджетных средств. Положительная динамика закрепилась. Рассчитываем, что эта работа будет продолжена.

Первое. Что касается макропроцессов, то экономика Казахстана развивалась на фоне умеренных темпов роста мировой экономики и постепенного восстановления спроса на основные экспортные товары.  
В тоже время, несмотря на политику диверсификации экономики, наиболее значимый вклад в рост экономики по-прежнему вносит нефтегазовый сектор. А его удельный вес в структуре ВВП даже возрос до 21,3%.
Доля минеральных продуктов в структуре экспорта составляет 74%.
В то же время отмечены значительные изменения в социальном направлении. В прошлом году, впервые с 2014 года в прошлом году был достигнут рост заработной платы населения в реальном выражении.  И эта положительная тенденция укрепляется.
Государственный долг и долг квазигосударственного сектора остаются в безопасных пределах (не превышают 60% к ВВП).
Состояние банковского сектора пока оставалось ослабленным. Это не позволяло обеспечить экономику «длинными деньгами».
Думаем, определенное положительное воздействие на повышение доступности кредитов окажут последние решения Национального банка.
Оживление кредитования экономики к концу 2018 года было обеспечено преимущественно за счет увеличения кредитов населению. Кредиты физическим лицам достигли свыше 40% всех банковских займов. На малый бизнес приходится 18% кредитов.
Уровень долларизации экономики составил более 48%.

Второе, на что Счетный комитет считает необходимым обратить внимание, это неполное использование налогового потенциала страны.
В 2018 году была продолжена практика исполнения плана поступлений за счет авансовых платежей по КПН и приостановления возмещения НДС в конце отчетного периода. Мы говорим об этой проблеме не первый год.
Мы готовы совместно с Правительством поработать над методологией формирования и уплаты этих двух системообразующих налогов. Это, наряду с улучшением администрирования по другим налогам и неналоговым обязательствам, позволит дополнительно пополнить бюджет. Конечно, поэтапно, не сразу. Именно такой налоговый разрыв, по мнению экспертов, существует между нашим налоговым потенциалом и фактически собираемыми налогами. Другими словами, то, что находится в тени.
Счетный комитет считает, что введение в законодательство понятий «налоговый потенциал» и «налоговый разрыв» будет способствовать легализации теневой экономики и пополнению государственной казны.
Это практика многих стран мира, включая страны ОЭСР.

Третье. О расходной части бюджета.
Как уже было сказано, за 2018 год исполнение бюджетных затрат составило 99,8%. Однако, достижение не всех запланированных показателей бюджетных программ обеспечено. Более того, зачастую отсутствует связь между показателями и объемами потраченных средств.
По оценкам Счетного комитета, по 35% стратегических задач, имеются риски недостижения поставленных целей.
32% целей не каскадировано до уровня государственных программ, 35% - до стратегических планов центральных госорганов.
Однако, Главой государства поставлена кардинально иная задача – повысить эффективность расходов и отдачу от каждого вложенного тенге.
Поэтому мы должны отойти от оценки исполнения бюджета категориями «освоения», сместив акценты на достижение результатов.
Что мешает это сделать?! Отсутствие методик по влиянию финансов на достижение планируемых показателей. И здесь необходима координация со стороны Министерства национальной экономики. Хотя требование о привязке бюджетных средств к стратегическим задачам каждого администратора давно определено на законодательном уровне в Бюджетный кодекс РК.
В целом, некачественные бюджетные решения в 2018 году повлекли 138 млрд. тенге неэффективных расходов.
А кто понес за это ответственность?! Преимущественно простые исполнители, не принимающие эти решения. Так, в 2018 году по материалам Счетного комитета к дисциплинарной ответственности привлечено 224 работника, из которых лишь 9% руководителей.
Считаем очень важным внести изменения в действующее законодательство в части введения обязательной ответственности должностных лиц за финансовые нарушения. И установить градацию этой ответственности в зависимости от сумм нарушений, а также за неэффективное планирование и неэффективное использование бюджетных средств и активов государства.
Глава государства очень четко обозначил, что необходимо ужесточить ответственность и подотчетность за реализацию госпрограмм и использование бюджетных средств.

Несколько слов о резервах.
Значительным резервом на наш взгляд является оптимизация сметной стоимости строящихся за счет бюджетных средств объектов, прежде всего социальных.
В н.в. только 32% разработанных и прошедших экспертизу ПСД реализуются, остальные остаются невостребованными в трехлетнем периоде. А потом признаются устаревшими и требуют проведения новой экспертизы с дополнительным выделением средств.
Одинаковые по мощности социальные объекты зачастую имеют очень разную стоимость. И не всегда затратные объекты оказываются лучше.
Сегодня в республике зарегистрировано 144 экспертные организации. Наверное, необходимо ужесточить квалификационные требования к ним, пересмотреть строительные нормы для устранения имеющихся противоречий и упущений. Расширить практику применения типовых проектов.
Для оптимизации стоимости ПСД – регламентировать качественные характеристики основных строительных материалов по проектам, которые реализуются за бюджетные деньги.
Насколько нам известно, Правительством начата работа в данном направлении. Мы вместе с заинтересованными госорганами и Госэкспертизой тоже завершаем исследование этой проблемы и до конца первого полугодия будем готовы поделиться нашими наработками.

Четвертое. Несколько слов о бюджетной политике в отношении регионов.
Несмотря на то, что еще в 2017 году Елбасы были даны поручения по установлению для регионов достаточной финансовой самостоятельности, за это время мало что изменилось.
Несмотря на положительный тренд увеличения доли собственных доходов в местных бюджетах, который по итогам 2018 года превысил 48%, диспропорции в уровне жизни населения в регионах существенные.
У нас же расчет лимита расходов будущего финансового года той или иной области производится от достигнутой базы с увеличением на процент инфляции. При этом надо признать, что базовое значение считалось давно, субъективно и не учитывает множество характеристик социального и инфраструктурного развития того или иного региона.
Поэтому надо срочно менять методику расчетов трансфертов общего характера для регионов, поскольку мы находимся в преддверии их утверждения на новый период. При этом важно пересмотреть базовые показатели, основанные на актуальном количестве социальных и инфраструктурных объектов и их состоянии.
Что это как не инструмент обновления социальной политики Правительства, о которой говорит Президент. Однако, ее надо подкрепить реальными ресурсами.
И еще мы бы рекомендовали утвердить новые подходы к расчету разрыва в уровне развития регионов. Сейчас он считается, как средний показатель, и не отражает реальной картины на местах.  

Что касается экономического планирования на местах, то 68% наших стратегических целей не декомпозированы в программах развития территорий. А те, которые учтены в региональных программах, при консолидации не обеспечивают плановых значений общенациональных целей. Все это тоже надо приводить в порядок.

Наряду с этим, Счетный комитет видит резервы для повышения экономической отдачи от реализуемых государственных программ в стабильности мер господдержки.
Только по оцененным нами госпрограммам в 2018 году было изменено 40% механизмов и условий реализации мер господдержки.  
В этих условиях полагали бы целесообразным ввести согласование проектов госпрограмм со Счетным комитетом и доводить лимиты финансирования на этапе разработки программ. Можно это сделать уже в этом году в пилотном порядке по проекту любой новой госпрограммы.
Такая совместная работа будет способствовать концентрации усилий на самых важных приоритетах, полному финансированию программ и максимальной нацеленности на достижение стратегических задач.


Пятое. И всегда активно обсуждаемое. Это вопросы эффективности квазигоссектора. К сожалению, значительного улучшения в управлении активами квазигоссектора констатировать мы пока не можем.
В силу отсутствия необходимости экономить и смещения центра принятия решений на государственные органы нивелирована мотивация в эффективном управлении.

Общий чистый доход квазигоссектора вырос на 18% при увеличении убытков в 5 раз. Реинжиниринг бизнес-процессов и цифровизация деятельности в субъектах квазигоссектора, за исключением успешного опыта трансформации АО «ФНБ «Самрук-Казына», не стали приоритетными.
Здесь есть над чем подумать. И представляется, что в качестве первоочередных мер необходимо ориентировать планы развития квазигоссектора на реализацию общенациональных целей. А в госорганах проводить системную работу над повышением экономической отдачи от каждого подведомственного юридического лица с участием государства.

Уважаемые депутаты!

Согласно Закону с 2020 года Счетный комитет будет наделен еще одной важной компетенцией по проведению аудита консолидированной финансовой отчетности республиканского бюджета. Тогда мы сможем подробно изучить, насколько всесторонне и в полном объеме учтены на балансе государства все национальные ресурсы, активы и обязательства. Но до этого заинтересованным министерствам предстоит провести колоссальную работу, в частности поставить на баланс земельные участки, оценить биологические активы, навести порядок в учете обязательств и т.д.

12 июня Глава государства обозначил 10 приоритетных задач, над решением которых предстоит работать.
Мы, безусловно, будем обеспечивать контроль по их каскадированию в документы Правительства, центральных госорганов и акиматов. Вместе с Правительством обязательно посмотрим их финансирование в проекте бюджета на следующий трехлетний период.
В завершение позвольте поблагодарить вас за пристальное внимание к Заключению Счетного комитета. Все ваши рекомендации и предложения будут учтены в нашей дальнейшей работе.
Надеемся, что вместе с Правительством и Парламентом нам удастся повысить эффективность реализации бюджета и качественно исполнить задачи, поставленные Президентом и Елбасы.  

Назарларынызга ракмет!





Документ создан: 20.06.2019 16:49:43
Документ изменен: 20.06.2019 16:52:39