010000, Астана 
проспект Мәңгілік ел,дом №8, 
здание  «Дом министерств», 10 подъезд
+7 (7172) 70-70-00

«Вопросы реализации бюджетных программ и управления активами в сфере культуры и спорта»

Главой государства в статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» поставлена задача нового качества работы в сфере культуры. Культура названа «существенным компонентом социальной модернизации, влияющим на формирование и развитие современного человека».

Министерство культуры с точки зрения масштабных социальных нужд и государственных потребностей является наиболее важным и ключевым ведомством (в нашей стране оно курирует еще спорт и туризм).

Финансирование сферы культуры и спорта осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств, а также средств, полученных в результате собственной деятельности организаций культуры и спорта, других источников. Из республиканского бюджета на реализацию 15-ти бюджетных программ Министерству в 2016 году в целом выделено 86,9 млрд. тенге, в 2017 году – 111,1 млрд. тенге или с ростом на 27,8%.

Исторически сложившаяся и получившая развитие за годы независимости инфраструктура отрасли служит базовой платформой для дальнейшего развития казахстанской культуры.Главной реформой в данной сфере является переход от укоренившегося узкого понимания культуры как исключительно концертно-выставочной деятельности к осознанию ее истинной роли и возможностей в качестве ведущей созидательной силы и надежного фундамента для достижений всего социума.

Состояние развития инфраструктуры в данной сфере показывает увеличение количества библиотек за последние 5 лет на 2,2%, музеев - на 8,6% и театров - на 13,3%. Наблюдается рост количества зрителей в театрах на 0,4 млн. человек или на 15,2 %. Аналогичная ситуация складывается и по числу посетителей музеев в Казахстане - на 41,9%, численность пользователей библиотечного фонда Казахстана возросла на 11,1%.

Вместе с тем, имеет место устойчивая тенденция снижения числа детей в общем количестве пользователей в библиотечном деле. Слабое посещение современными детьми библиотек свидетельствует об отсутствии приобщения детей к книгам и заинтересованности в развитии детского чтения.

Одной из основных проблем казахстанской культуры является неконкурентоспособность казахстанского кино. Задача отечественного кино – донести до мирового сообщества уникальное историческое наследие Казахстана, самобытную культуру, традиции, наши глобальные достижения. Пока же в основном снимаются фильмы для внутренней аудитории, и ограничение разовыми международными показами. Так, несмотря на увеличение роста созданных отечественных фильмов, доля национальных фильмов в общем количестве проведенных киносеансов за последние три года не превышает 8%, а удельный вес посещений киносеансов с национальными фильмами составляет только 10%.

В целях поддержки производства национальных фильмов, обеспечения широкого проката национального кино и выхода казахстанского кино на международный рынок, в том числе за счет совместного кинопроизводства и создания продукции с ведущими кинокомпаниями мира в настоящее время разработан проект закона «О кинематографии».

Приоритетом государственной политики Министерства является развитие массовой физической культуры и спорта. Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем Послании «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» особо отметил: «…Массовый спорт и спорт высших достижений требуют комплексного системного подхода, ведь только здоровая нация может быть конкурентоспособной».

На сегодняшний день казахстанские спортсмены не показывают стабильных результатов. На это есть ряд причин. Так, низкий уровень материально-технической оснащенности и недостаток спортивной инфраструктуры обусловлен отсутствием собственной материально-технической базы у действующих республиканских центров олимпийской подготовки и региональных центров подготовки олимпийского резерва. Большинство действующих спортивных сооружений не соответствует усовершенствованным нормативам, международным регламентам, требованиям проведения соревнований и учебно-тренировочного процесса.

Для полноценной подготовки спортсменов к крупным международным соревнованиям ощущается недостаток современной базы олимпийской подготовки, строительство которой в Алматинской области продолжается более десяти лет. Между тем, при своевременной сдаче данного объекта, повысилась бы вероятность увеличения завоеванных медалей на последних четырех олимпийских играх, как на зимних, так и на летних.

Для полноценного выполнения возложенных функций в введенииМинистерства имеется ряд подведомственных организаций, ориентированных на осуществление деятельности по различным направлениям. В 2016 году их количество составляло 60 организаций (17 государственных учреждений, 34 государственных предприятий, 6акционерных обществ и 3 товарищества с ограниченной ответственностью),в 2017 году их количество снизилось до 56 единиц. Это объясняется тем, что в соответствии с Комплексным планом приватизации на 2014-2016 годыТОО «Қазақ энциклопедиясы», АО «Баспалар үйі» и АО «Республиканский центр водных видов спорта»приватизированы и ликвидацией АО «Фонд духовного развития народа Казахстан».
Анализ управления активами организаций Министерства показал, что в 2016 году количество государственных предприятий, акционерных обществитовариществ с ограниченной ответственностью, имеющих отрицательный финансовый результат по сравнению с 2015 годом увеличилось с 18 до 20 единиц, в основном по причине начисления амортизационных износов на основные средства, находящихся на балансе подведомственных организаций.В 2017 году количество организаций, имеющих отрицательный финансовый результат, уменьшилось с 20 до 4 единиц.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что деятельность подведомственных организаций Министерства носит социально-значимый характер и направлена на обеспечение общедоступности услуг культуры и искусства для всего населения.
В целом общая сумма чистого дохода, перечисленного подведомственными организациями Министерства в доход государства составляет 153,1 млн.тенге.

Как мы видим, Министерством как уполномоченным органом соответствующей отрасли, ведется постоянная работа по улучшению эффективной деятельности подведомственных ему организаций.

Вместе с тем, главные задачи Министерства культуры и спорта – это обеспечить доступ к культуре и спорту, создать потребность в ней. Эти задачи невозможно решить отдельными инициативами, необходим глобальный государственный подход. Потребность в культуре у людей нужно воспитывать с детства. В настоящее время казахстанское искусство декларируется как национальный бренд, соответственно его развитию следует уделить должное внимание.
 
Документ создан: 11.03.2019 06:25:02
Документ изменен: 11.03.2019 06:26:03