010000, Астана 
проспект Мәңгілік ел,дом №8, 
здание  «Дом министерств», 10 подъезд
+7 (7172) 70-70-00

Выступление члена Счетного комитета Акпомбаева И.Л. на заседании Х Конгресса EUROSAI, г.Стамбул (Турецкая Республика)

Уважаемые дамы и господа!

Позвольте выразить  искреннюю благодарность за оказанный теплый прием и отметить высокую организацию Конгресса EUROSAI.  Уверен, что обсуждение вопросов внедрения и применения международных стандартов государственного аудита предоставит возможность всем нам поделиться опытом во благо развития и укрепления государственного управления в наших странах.

Уважаемые участники Конгресса, коллеги!

Современный мир переживает этап глубинной трансформации экономических и политических ролей и взаимоотношений. В условиях глобализации и  экономической неопределенности все большее значение приобретает совершенствование деятельности органов государственного аудита (ВОГА) в формировании бюджетных средств и эффективном использовании национальных ресурсов, интеграции экономических процессов. В этой связи ответственность органов государственного аудита в представлении профессионального мнения постоянно повышается. Поэтому применение международных стандартов государственного аудита и использование передовых методов выявления и предупреждения нарушений является первостепенной задачей высших органов аудита.
 
Методывнедрения международных стандартов государственного аудита могут быть различными: от одномоментного и полного внедрения  до частичного поэтапного внедрения в зависимости от готовности и особенностей системы государственного аудита и национального государственного управления. Внедрение и применение  международных стандартов является постоянной системной работой, в процессе которой ВОГА сталкивается со следующими вызовами:

- неготовность ВОГА и национального законодательства;
- сложность содержания стандартов и их структура;
- частота, объем изменений вносимые в стандарты;
- внедрение новых инструментов аудита и сложность их определения (аудиторский риск, уровень существенности, выборка);
- дорогостоящее изменение операционной системы аудита;
- потенциальная нехватка знаний у тех, кто должен применять положения стандартов;
- изменение стереотипа мышления государственных аудиторов;
- отсутствие профессиональных кадров по внедрению стандартов и управлению изменениями.

Внедрению международных стандартов предшествует масштабная работа по оценке ВОГА по критериям состояния готовности, текущего законодательства, функциональности, обеспеченности ресурсами и информационными технологиями, профессионального уровня государственных аудиторов. По итогам оценки текущего состояния законодательства и системы государственного аудита может быть принято решение о методах перехода на международные  стандарты аудита. 
 
Уважаемые коллеги! Позвольте поделиться опытом Казахстана по внедрению ISSAI.

В 2013 году в Республике Казахстан принята Концепция внедрения государственного аудита, в рамках которой предусмотрен поэтапный переход на государственный аудит в соответствии с  международными стандартами аудита, формирование оптимальной структуры органов внешнего и внутреннего государственного аудита, создание единой системы сертификации государственных аудиторов,  формирование интегрированной информационной базы.

12 ноября 2015 года Главой государства  подписан Закон  «О государственном аудите и финансовом контроле».Новый закон определяет систему органов государственного аудита и финансового контроля, устанавливает их полномочия, принципы государственного аудита в соответствии с международными стандартами ИНТОСАИ.

 Концепцией и Законом определено, что внедрение международных стандартов аудита в Казахстане проводится поэтапно, это:

1) формирование законодательства и его постоянное совершенствование;
2) подготовка методологии проведения государственного аудита на основе приемлемых положений международных стандартов;     
3) формирование сбалансированной структуры органов государственного аудита и финансового контроля (далее – органы государственного аудита) с учетом четкого разграничения их полномочий и эффективного взаимодействия;
4) создание отвечающей международным требованиям системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов государственного аудита;
5) создание интегрированной информационной системы государственного аудита и государственного финансового контроля;
6) внедрение системы сертификации государственных аудиторов, целью которой является подтверждение квалификации действующих государственных аудиторов на соответствие международным стандартам;
7) ведение единой базы данных органов государственного аудита.

Наиболее значимые новые функции и полномочия Счетного комитета как высшего органа государственного аудита, это внедрение:
- аудита консолидированной финансовой отчетности;
- аудита эффективности реализации стратегий развития национальных холдингов;
- обеспечения развития, функционирования единой базы данных в целях обмена информацией с органами государственного контроля и надзора, иными государственными органами, объектами государственного аудита, а также проведения электронного государственного аудита;
- координации системы управления рисками уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту и служб внутреннего аудита;
 - оценки деятельности органов государственного аудита и контроль результатов аудита.

Методология государственного аудита.

 В настоящее время методология и практика государственного аудита осуществляются в соответствии с международными стандартами ISSAI. В течение 2-х лет высшим органом государственного аудита Казахстана разработаны более 50 документов, регламентирующих проведение государственного аудита и финансового контроля.

Так, Законом выстроена система Стандартов государственного аудита. В настоящее время в Казахстане действуют Общие стандарты государственного аудита и финансового контроля, которые разработаны с учетом принципов международных стандартов государственного аудита и содержат основополагающие требования к деятельности органов государственного аудита в целях обеспечения эффективности, последовательности и объективности проведения государственного аудита.

Также введены в действие процедурные стандарты государственного аудита и финансового контроля и методологические руководства,  содержащие процедурные требования к проведению (процедуре, механизму и методам) государственного аудита и деятельности органов государственного аудита.

Основной задачей органов государственного аудита становится не тольковыявление финансовых нарушений и виновных должностных лиц, но и определение причин возникновения и их устранение.

Максимально исключается дублирование в деятельности органов государственного аудита и финансового контроля. Счетный комитет тесно работает с уполномоченным органом по внутреннему аудиту, а также органами внешнего аудита на местах по вопросам, связанным с планированием и применением системы управления рисками.

Международные стандарты и система взаимного признания результатов государственного аудита и финансового контролятребуют создания системы контроля качества проведения аудита.

Счетный комитет проверяет качество проведения государственного аудита всеми органами государственного аудита и финансового контроляи дает соответствующую оценку.

Также законодательством закреплена персональная ответственность государственных аудиторов за результаты проведенного аудита, не имеющая срока давности. То есть даже после увольнения из органов государственного аудита и финансового контролягосударственный  аудитор будет нести ответственность за итоги проведенного им государственного аудита.

Новшеством Закона явилось проведение аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора.  Дело в том, что ресурсов органов государственного аудита и финансового контроля недостаточно для сплошного охвата всех субъектов квазигосударственного сектора, включая их аффилированные предприятия. Поэтому функции государственного аудита эффективности и соответствия  частично передаются на аутсорсинг частным аудиторским компаниям под контролем государства.
 
 
Сертификация государственных аудиторов

 С целью повышения уровня подготовленности и профессионализма государственных аудиторов, создается единая система обучения, переподготовки и повышения их квалификации. Создана Национальная комиссия по сертификации аудиторов.

Звание «Государственный аудитор» должно стать свидетельством высокого квалификационного уровня государственного служащего и мотивировать его  на постоянное самосовершенствование и профессиональное развитие.

Профессионализация аудиторских кадров включает академическое образование, повышение квалификации посредством подготовки и переподготовки аудиторов, как на национальном так и на международном уровне. Внедрение требований к соответствующему уровню квалификации, сертификация государственных аудиторов и дальнейший непрерывный процесс профессионального развития работников ВОГА – все это в результате  повышает качество проводимого аудита. Другими словами, результаты деятельности органов государственного аудита напрямую зависят от уровня квалификации их работников.

В Республике Казахстан с принятием в 2015 году Закона «О государственном аудите и финансовом контроле» заложены основы для создания системы национальной сертификации государственных аудиторов.   

В настоящее время выстраивается следующая система:

- на академическом уровне: открыта специальность «Государственный аудит»  в высших учебных заведениях по программам бакалавриата, магистратуры и докторантуры;
- на профессиональном уровне: внедрена уникальная система национальной сертификации, включающая внешних и внутренних государственных аудиторов, интегрированная с международными сертификациями признанных институтов.

В целом, реформирование системы государственного финансового контроля в Республике Казахстан направлено на внедрение комплексной системы государственного аудита и финансового контроля. Это позволит отойти от преобладания последующего сплошного контроля и сместить акценты в деятельности Счетного комитета в сторону превентивных мер, усиления экспертно-аналитической деятельности и перейти к полноценному государственному аудиту, основанному на применении системы управления рисками.

Переход системы государственного финансового контроля на государственный аудит в соответствии с международными стандартами аудита  мы рассматриваем как важное условие обеспечения эффективного государственного управления,реализации важной миссии по обеспечению роста благосостояния населения  и процветания государства.

Надеюсь, опыт Казахстана по совершенствованию национальной системы государственного аудита и финансового контроля будет для участников Конгресса  полезным и интересным. В свою очередь заверяю, что Счётный комитет  всегда открыт для конструктивного диалога и плодотворного сотрудничества в сфере повышения эффективности государственного аудита и финансового контроля. 
 
Спасибо за внимание!
Документ создан: 07.12.2018 17:14:48
Документ изменен: 10.12.2018 08:20:01