010000, Астана 
проспект Мәңгілік ел,дом №8, 
здание  «Дом министерств», 10 подъезд
+7 (7172) 70-70-00

Выступление члена Счетного комитета Мухаметкарим А.М. на парламентских слушаниях на тему «Сбалансированный и прозрачный бюджет - залог успешного и стабильного социально-экономического развития страны»

О новых подходах к осуществлению государственного аудита и финансового контроля
 
Құрметті Қасым-Жомарт Кемелұлы! Депутаттар!
Парламенттік тыңдау қатысушылары!
 
93 шагом Плана нации по реализации пяти институциональных реформ была поставлена задача внедрить новую систему государственного аудита и финансового контроля, организовав работу по модели первоклассных мировых аудиторских компаний.

В развитых странах государственный аудит не просто выявляет нарушения. Он выполняет функции своеобразного «томографа»: исследует заданное поле, фиксирует проблему, анализирует ее суть и причины возникновения. В конечном итоге, дает обоснованные рекомендации по их разрешению и недопущению впредь.

Ориентир на такой характер работы был задан вступлением в силу Закона «О государственном аудите и финансовом контроле», в формате которого все органы государственного аудита и финансового контроля стали работать с начала его реализации.
1. Счетным комитетом в 2016 году Правительству и государственным органам даны 55 рекомендаций и 293 поручения, исполнение по которым с наступившими сроками составило 100 процентов.

Смещен акцент с проведения сплошной проверки на выявление системных нарушений, определение причин возникновения нарушений, выявление резервов для повышения эффективности работы объектов госаудита.

Так, по итогам 2016 года выявлено 137 системных недостатков.

Справочно:
- не разработана Схема размещения производительных сил страны, содержащая индикаторы занятости по всем программам, синхронизированная с прогнозом социально-экономического развития страны и Схемой размещения производственных мощностей;
- не регламентирован механизм осуществления раздельного бухгалтерского учета по доходам, освобождаемым от налогообложения в соответствии с налоговым законодательством, и доходам, подлежащим налогообложению в общеустановленном порядке;
- отсутствует единый актуальный реестр субъектов предпринимательства, что приводит к наличию в Казахстане нескольких реестров субъектов предпринимательства в ряде государственных органов и организаций, а также к самостоятельному отнесению органами статистики предпринимателей к субъектам малого, среднего или крупного бизнеса и формированию на данной основе статистических данных;
- отсутствует порядок финансирования служебных командировок по экстрадиции лиц и передаче осужденных за счет средств республиканского бюджета, выделяемых Генеральной прокуратуре на заграничные командировки должностных лиц правоохранительных и специальных органов, не являющихся работниками органов прокуратуры.
 
 Около 50 данных по ним рекомендаций были реализованы посредствомвнесения изменений в нормативные и правовые акты, устранив, тем самым,пробелы и коллизии в правовом регулировании деятельности государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора.
Между тем, не все рекомендации Счетного комитета по устранению системных недостатков, в том числе отраженные в заключениях к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета, реализуются, поскольку необходимость информирования высшего органа государственного аудита и финансового контроля об исполнении рекомендаций не закреплена на законодательном уровне.
2. С 2016 года функции и компетенции органов внешнего и внутреннего государственного аудита и финансового контроля базируются на единых принципах в условиях действия унифицированной методологической и методической базы.
Это позволило разграничить функции и задачи органов государственного аудита и финансового контроля, максимально исключив их дублирование. 
Проведение планового аудитана одних и тех же объектах, по одним и тем же вопросам сведено к нулю. Что касается внепланового аудита, то Законом определен исчерпывающий перечень оснований, по которым уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту проводится внеплановый аудит.

Справочно:
Основания внепланового аудита: (1) поручения Президента и Правительства, (2) по вопросам, связанным с увеличением сметной стоимости бюджетных инвестиционных проектов, (3) по результатам мониторинга данных информационных систем центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета,  (4) обращения физических и юридических лиц.
 
2. В целях максимального снижения административной нагрузки на объекты государственного аудита в конце марта 2016 года Счетным комитетом утвержден процедурный стандарт по признанию результатов аудита.

В процедурном стандарте заложен механизм обязательного взаимного признания результатов экспертно-аналитической и аудиторской деятельности соответствующих органов, уважительного отношения к результатам работы друг друга.
За 2016 год повторный аудит по причине несоответствия итогов аудиторского мероприятия стандартам государственного аудита и финансового контроля проводился только в 3 случаях, тогда как по итогам 2015 года перепроверка в масштабах республики осуществлялась на каждом 4 объекте.
 
3. Усовершенствована система управления рисками при планировании аудита, способная акцентировать внимание аудиторов на высокорисковых направлениях.
 
4.Увеличена доля экспертно-аналитических мероприятий. Формируются аналитические группы, которыми дистанционно проводится изучение объектов госаудита. Активно используются современные технологии, что позволяет минимизировать контакты с объектами госаудита и конечными получателями бюджетных средств.

5. Деятельность Счетного комитета и ревизионных комиссий ориентирована на оценку реализации документов системы государственного планирования. В 2016 году Счетным комитетом подвергнут оценке ход реализации 2 государственных и 2 правительственных программ, по итогам которых даны рекомендации, в том числе направленные на корректировку применяемых механизмов их реализации.

Справочно: «Саламатты Казахстан», «Информационный Казахстан», «Дорожная карта бизнеса – 2020», «Агробизнес-2020».
 
В 2017 году запланирована промежуточная оценка государственной программы «Нұрлы жол», стратегических планов ЦГО. Информацию по оценке стратегпланов ЦГО планируется отразить в годовом отчете Счетного комитета уже в текущем году.

Эффективность управления активами самого субъекта квазигосударственного сектора стала одним из приоритетов в аудиторской деятельности Счетного комитета в 2017 году. В настоящее время проводится аудиторское мероприятие по оценке реализации планов развития и управления активами в ФНБ «Самрук-Казына», которое завершится в мае текущего года, запланирован государственный аудит в НК «Экспо-2017» и других компаниях.
 
6. С 2017 года введена компетенция Счетного комитета по проведению предварительной оценки проекта республиканского бюджета по основным направлениям его расходов. Такая оценка позволит на этапе обсуждения проекта бюджета в Парламенте максимально оптимизировать и повысить его эффективность.

Оценка проекта бюджета будет проведена на предмет соответствия его расходов приоритетам социально-экономического развития страны, приоритетным направлениям расходов республиканского бюджета, результатам оценки государственных программ и стратегических планов центральных государственных органов.

По итогам будут выработаны рекомендации, представляемые в Правительство и Парламент.

Правила проведения предварительной оценки проекта республиканского бюджета утверждены Указом Главы государства 9 декабря 2016 года.
 
7. Проводится работа по формированию единой базы данных государственного аудита, позволяющей всем органам государственного аудита получать требуемый массив информации не выходя на объект государственного аудита. Это является основой для планирования и проведения экспертно-аналитических мероприятий.
 
8. Законодательством предусмотрено повышение требований к государственным аудиторам как к высоко квалифицированным государственным служащим, способным конкурировать с аудиторами крупных холдингов.

Введенный институт сертификации аудиторов активно заработал во второй половине 2016 года. 1404 кандидатов, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора, прошли собеседование в Национальной комиссии по сертификации, из которых 100 кандидатам в присвоении квалификации было отказано.
 
9. В марте 2016 года увенчались успехом инициативы Счетного комитета по введению в образовательную программу высших учебных заведений специальности «государственный аудит». В сентябре 2016 года осуществлен первый набор слушателей по программам бакалавриата, магистратуры и докторантуры на базе Евразийского национального университета им.Гумилева.
 
Уважаемые депутаты, участники!

Безусловно, с момента начала реализации Закона «О государственном аудите и финансовом контроле» проделана большая работа по нормативному, методологическому и кадровому обеспечению перехода на государственный аудит. Первый год реализации Закона позволил на практике апробировать новые подходы и выявить потенциал для дальнейшего совершенствования системы государственного аудита и финансового контроля, его методологии.

Между тем, если по итогам аудиторской деятельности Счетного комитета в 2016 году треть выявленных финансовых нарушений приходится на несоблюдение бухгалтерского учета и финансовой отчетности, то по данным ревизионных комиссий – на эту группу нарушений приходится уже половина (49,5%) от всего объема выявленных финансовых нарушений. Эти факты свидетельствуют о необходимости совершенствования методологии не только государственного аудита, но и методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности, формирования консолидированной финансовой отчетности с учетом подведомственных организаций и субъектов квазисектора.

В данном направлении наша совместная работа и будет продолжена.

Спасибо за внимание!
Документ создан: 07.12.2018 17:14:48
Документ изменен: 10.12.2018 08:20:01