010000, Астана 
проспект Мәңгілік ел,дом №8, 
здание  «Дом министерств», 10 подъезд
+7 (7172) 70-70-00

Выступление члена Счетного комитета Плотникова К.Ф. в республиканском семинаре-совещании на тему «Методы повышения эффективности работы региональных советов по противодействию коррупции и комиссий партийного контроля» (п. Бурабай, Акмолинская область)

О мерах по противодействию коррупции
в органах государственного аудита
и финансового контроля
 
Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета, являясь высшим органом государственного аудита и финансового контроля, обеспечивает в пределах своей компетенции принятие мер по противодействию коррупции.

При выявлении нарушений, допущенных при использовании бюджетных средств и активов государства, содержащих признаки коррупции, передает материалы по таким фактам в уполномоченные органы для принятия процессуальных действий. Счетный комитет задействован и активно участвует в реализации утвержденной Президентом Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы.

Но, в сегодняшнем докладе я хотел бы озвучить те меры, которые мы принимаем для борьбы с проявлениями коррупции непосредственно в органах госаудита и финконтроля.

Так, в целях обеспечения оптимальной расстановки кадров и недопущения формирования неслужебных отношений аудиторов проводится ежегодная ротация кадров внутри аппарата Счетного комитета. С 2014 года между отделами аудиторского блока и другими структурными подразделениями переводятся ежегодно до 20% работников Счетного комитета.

С 1 июля 2017 года введена в действие новая структура аппарата Счетного комитета, в соответствии с которой отделы государственного аудита объединены в один отдел с организацией его деятельности на основе «проектного менеджмента».

Это позволит исключить практику ежегодных проверок отдельного объекта аудита одним и тем же составом аудиторской группы, что является профилактикой формирования коррупционных связей как в группе аудита, так и с должностными лицами объекта аудита.

Помимо этого, в рамках работы Национальной комиссии по сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора, по согласованию с Главой государства проведены проверочные мероприятия в отношении работников органов госаудита и финконтроля, на предмет выявления фактов, препятствующих работе государственного аудитора.

В результате выявлены 139кандидатов - государственных служащих, в том числе 13 работников Счетного комитета, не обеспечивших надлежащее декларирование принадлежащего им имущества.

Все собранные материалы в отношении недобросовестных декларантов направлены в уполномоченные государственные    органы –Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции и Комитет по государственным доходам Министерства финансов для рассмотрения и принятия соответствующих решений.

В результате сотрудники Счетного комитета подали дополнительные декларации, скорректировали сведения об имуществе, один из них привлечен к административной ответственности.

Недостатки в деятельности органов госаудита, связанные с коррупционными рисками,рассмотрены на заседании Координационного совета органов госаудита в июне текущего года с участием представителей Администрации Президента, АГДС, Генеральной прокуратуры и Министерства национальной экономики как рабочего органа Экспертной группы по масштабной ревизии контрольно-надзорных функций государственных органов, Министерства финансов и служб внутреннего аудита центральных и местных исполнительных органов, председателей ревизионных комиссий.

Решением Координационного совета одобрена реализация комплекса мер по снижению коррупционных рисков и обеспечению перехода на электронный аудит. Начата их реализация.

Главой государства одобрена инициатива Счетного комитета по внесению изменений в законодательство, наделяющих Национальную комиссию правом прекращать действие сертификата государственного аудитора в случае совершения им правонарушения, дискредитирующего государственную службу и государственного аудитора.

Также органами госаудита до 1 января будущего года планируется внесение изменений в нормативные правовые акты по вопросам изменения подходов к планированию аудиторских мероприятий с применением принципов перспективного планирования, основанного на системе управления рисками, а также обеспечения эффективного использования и взаимодействия информационных систем, минимизировав выход на объекты аудита и «прямые контакты» с их представителями.

Начиная с января 2017 года, планирование аудиторских мероприятий Счетного комитета осуществляется с применением системы управления рисками на основе Перспективного плана на 2017-2019 годы.

В целях минимизации пребывания аудиторов на объектах изменены подходы к проведению предварительного изучения, проводится мониторинг состояния развития соответствующей отрасли, сферы государственного управления, хода реализации документов Системы государственного планирования с максимальным использованием информационных систем государственных органов, Единой базы данных органов госаудита и других инструментов удаленного доступа к необходимой информации.

Для обеспечения единообразия в деятельности органов внешнего государственного аудита, аналогичные организационные подходы  распространены и на деятельность региональных ревизионных комиссий через правила, стандарты и методологические руководства, утверждаемые Счетным комитетом.

Продолжая работу в данном направлении, в 2018 году планируется завершить интеграционное взаимодействие информационных систем Счетного комитета и ревизионных комиссий, обеспечить удаленный доступ к информационным ресурсам государственных органов, что будет способствовать переходу на электронный аудит.

Реализация комплекса указанных мер позволит минимизировать коррупционные риски, исключить из регламентирующих документов дискреционные нормы, автоматизировать процессы проведения государственного аудита, снизить административную нагрузку на государственные учреждения и субъекты квазигосударственного сектора.

Счетным комитетом на постоянной и системной основе проводятся мероприятия по профилактике коррупционных правонарушений;
формированию «нулевой терпимости» к любым проявлениям коррупции среди своих работников;
устранению в рамках имеющихся полномочий причин и условий, способствующих коррупции.
 
Документ создан: 07.12.2018 17:14:48
Документ изменен: 10.12.2018 08:20:01