010000, Астана 
проспект Мәңгілік ел,дом №8, 
здание  «Дом министерств», 10 подъезд
+7 (7172) 70-70-00

Выступление члена Счётного комитета Плотникова К.Ф. на круглом столе в Сенате Парламента

«О совершенствовании процесса проведения  предварительной оценки проекта бюджета»
 
 
Уважаемая Ольга Валентиновна!
Уважаемые депутаты, коллеги!
 
Успешное решение задач по повышению качества жизни граждан и обеспечению экономического роста, обозначенных Главой государства в качестве приоритетных, зависит от эффективности государственного управления. Немаловажная роль в данном вопросе уделяется качественному планированию бюджета.

На постоянной основе депутатами отмечаются системные недостатки в бюджетном планировании, неинформативность и отсутствие преемственности в принимаемых решениях по формированию проекта республиканского бюджета.

Дополнительным инструментом для повышения эффективности планирования может стать предварительная оценка проекта республиканского бюджета.  Соответствующей компетенцией по проведению оценки наделён Счётный комитет с 2017 года.

Принимая во внимание важность предварительной оценки и продвижения инициатив по совершенствованию бюджетного планирования при конструктивном взаимодействии с депутатами, Счётным комитетом в рамках Указа Главы государства, регламентирующего порядок её проведения, предложено направление заключения Счётного комитета на проект бюджета в Парламент. Такое  требование в Законе «О государственном аудите и финансовом контроле» не предусмотрено.

Методология проведения предварительной оценки для высших органов государственного аудита, в том числе и Счётного комитета, разработана всемирно признанными и передовыми в этих областях международными организациями.

Выработан и на многолетней основе апробирован достаточно широкий спектр аналитического инструментария для оценки заявок (предложений) администраторов бюджетных программ при формировании бюджета.

Аналогичный подходприменяется при проведении ежегодной предварительной оценки проекта бюджета Евразийского экономического союза.

Формат же самого заключения мы хотим обсудить с депутатами на этом круглом столе с тем, чтобы сделать его ещё более информативным и полезным.

Хочу подчеркнуть, что мы готовы приложить все усилия для реализации ожиданий депутатов от заключения Счётного комитета на проект бюджета.

А сейчас позвольте детальнее остановиться на действующем порядке проведения предварительной оценки

Указом от 9 декабря 2016 года Глава государства определил общие подходы к оценке проекта бюджета. Перед Счётным комитетом поставлена задача проанализировать обоснованность показателей проекта республиканского бюджета на плановый период, наличие и достаточность нормативной правовой и методической базы для его разработки с акцентом на основные направления расходов.

Оценка проекта бюджета должна быть проведена на предмет соответствия закладываемых расходов приоритетам социально-экономического развития страны, результатам оценки государственных программ и стратегических планов центральных государственных органов, выводам и рекомендациям, данным Счётным комитетом к отчёту Правительства об исполнении республиканского бюджета за предыдущие периоды.

Перед нами не ставится задача оценить всю расходную часть бюджета. Только по основным ее расходам. Отбор направлений расходов для обеспечения объективности и беспристрастности осуществляется Счётным  комитетом на основе системы управления рисками без участия объектов аудита, т.е. администраторов и Правительства в целом.

Согласно действующему законодательству заключение Счётного комитета носит рекомендательный и в то же время превентивный характер, направленный на предотвращение планирования неэффективных расходов и изыскание резервов для более рационального решения актуальных приоритетных задач.

Практика реализациипредварительной оценки 2017 года свидетельствует о недостижении основной цели по повышению качества планирования, что в значительной степени продиктовано системными недостатками в самом процессе формирования бюджета.

Во-первых, совпадение сроков направления заключения Счётного комитета в Правительство со сроком внесения проекта бюджета в Парламент (нормативно до 1 сентября) лишает возможности пересмотреть проект бюджета с учётом сделанных Счётным комитетом наблюдений и рекомендаций. Тем самым нивелирована превентивная функция предварительной оценки.

Во-вторых, оценка осуществляется на версию проекта бюджета, разработанную Министерством финансов, до одобрения ее Правительством. Неаутентичность версии проекта бюджета, подвергнутой оценке, и версии, внесённой в Парламент, снижает ее эффективность при рассмотрении соответствующего законопроекта.

В-третьих, отсутствует обратная связь Правительства со Счётным комитетом по учтённым в проекте бюджета рекомендациям. Законодательством предусмотрена необходимость предоставления в Счётный комитет информации по учтённым в проекте бюджета выводам и рекомендациям, подготовленным  в ходе предварительной оценки, в течение трёх месяцев после принятия республиканского бюджета.

Таким образом, фактическое устранение Правительством недостатков, выявленных в рамках предварительной оценки, по проекту бюджета до внесения его в Парламент не может быть проанализировано Счётным комитетом.

При такой ситуации указанная в пояснительной записке Правительства информация по корректировке проекта с учётом наших рекомендаций, по сути, должна  приниматься Парламентом на слово.

В-четвертых, полноценному анализу влияния на развитие отраслей экономики заявленных к реализации инвестиционных проектов, а также заложенных в проекте мер государственной поддержки, препятствуют авральная работа Министерства финансов по причине отсутствия автоматизации процесса формирования проекта бюджета.

Предусмотренная интеграция Информационной системы государственного планирования Министерства финансов с системой Счётного комитета до настоящего времени не реализована.

Это те основные риски, которые Счётный комитет видит на пути к качественной реализации ожиданий депутатов от предварительной  оценки.

Какие меры, по нашему видению нужно предпринять?

Требуется пересмотреть механизмпроведения предварительной оценки через внедрение двухэтапного процесса.

Первый этап. Подготовка предварительного заключения (выводы, предложения) на сценарный прогноз и проекты бюджетных программ до одобрения Прогноза и формирования проекта бюджета, т.е. до 1 августа текущего финансового года.

Следует отметить, что Прогноз являетсяключевым документом для разработки республиканскогобюджета, определяющим экономическую политику государства на пятилетний период с учётом стратегических целей и во взаимосвязи с бюджетными параметрами.

Прогноз включает в себя оценку устойчивости государственных финансов, а также новые инициативы расходов, направленные на реализацию приоритетов социально-экономического развития.

Без анализауказанных компонентов, являющихся фундаментом для определения показателей стратегических планов и бюджетных программ, оценка эффективности проекта бюджета будет носить поверхностный и фрагментарный характер

Таким образом, наличие результатов предварительной оценки до одобрения Правительством проекта бюджета повысит эффективность принимаемых решений по управлению государственными финансами на этапе планирования бюджета и позволит скорректировать проект с учётом рекомендаций Счётного комитета.

При этом внесение проекта закона о республиканском бюджете в Парламент и Счётный комитет будет осуществляться в действующие сроки - до 1 сентября с отражением в пояснительной записке позиции Правительства по рекомендациям, указанным в предварительном заключении.

Второй этап. Подготовка до 20 сентября Счётным комитетом заключения на Прогноз социально-экономического развития страны и проект закона о республиканском бюджете по основным направлениям его расходов, внесённый в Парламент.

Реализация же второго этапа позволит подготовить заключение на актуальную версию проекта и оценить учтённость рекомендаций Счётного комитета, предоставив депутатам более качественно сформированный и сбалансированный бюджет.

Доклад окончен. Спасибо за внимание.
 
 
 
 
 
 
Документ создан: 07.12.2018 17:14:48
Документ изменен: 10.12.2018 08:20:01