010000, Астана 
проспект Мәңгілік ел,дом №8, 
здание  «Дом министерств», 10 подъезд
+7 (7172) 70-70-00

Выступление Председателя Счетного комитета Годуновой Н.Н. на XVIII сессии Совета руководителей ВОФК государств – участников СНГ

 
«Информационные технологии в развитии и повышении эффективности государственного управления»
       
Уважаемые дамы и господа!

Позвольте выразить  благодарность Председателю Счетной палаты Российской Федерации Кудрину Алексею Леонидовичу за оказанный теплый прием и отметить высокий уровень организации XVIIIсессии Совета руководителей высших органов финансового контроля государств – участников СНГ, а также  поприветствовать коллег из других стран.

Содружество Независимых Государств на сегодняшний день  предоставляет прекрасную возможность для диалога и дискуссий, а также встреч на высшем уровне для решения всего спектра геополитических задач в регионе.

Отрадно, что наши ведомства уже более десяти лет не только успешно сотрудничают, но и имеют тесные дружественные и партнерские взаимоотношения в сфере государственного аудита и финансового контроля.      
 
Убеждена, что обсуждение вопросов, вынесенных на повестку дня сегодняшней Сессии, послужит дальнейшему повышению эффективности деятельности высших органов государственного аудита и финансового контроля наших стран. 

Уважаемые коллеги!

Всеобъемлющая цифровая трансформация является стратегическим мировым трендом, а информационные  технологии играют все более важную роль в развитии экономики большинства стран.

Согласно прогнозам ведущих экспертов, к 2020 году четверть мировой экономики будет цифровой. Многие  страны реализуют национальные программы цифровизации.

Казахстан также находится в тренде. По поручению Главы государства Н.А. Назарбаева разработана и реализуется государственная программа «Цифровой Казахстан».

Реализация госпрограммы проводится в пяти ключевых направлениях:
-цифровизация отраслей экономики – преобразование традиционных отраслей экономики за счет использования и внедрения цифровых технологий;
-переход на цифровое государство – преобразование подходов оказания услуг и взаимодействия с гражданами и бизнесом: в настоящее время более  60% государственных услуг предоставляются в онлайн-режиме;
-реализация цифрового Шелкового пути – развитие высокоскоростной и защищенной инфраструктуры передачи, хранения и обработки данных, как внутри страны, так и для реализации транзитного потенциала;
-развитие человеческого капитала – преобразования по созданию так называемого креативного общества;
-образование инновационной экосистемы – развитие технологического предпринимательства и инноваций с устойчивыми связями между бизнесом, научной сферой и государством.

На сегодняшний день в рамках программы «Цифровой Казахстан» реализуется ряд проектов. 

Так, созданы отдельные элементы инновационной экосистемы, функционирует специальная экономическая зона «Парк информационных технологий «Алатау», основными целями которого является содействие развитию инноваций, в том числе создание благоприятных условий и современной инфраструктуры.

На базе Назарбаев Университета создан Инновационный кластер Astana Business Campus, который в соответствии с Планом нации «100 конкретных шагов» станет основой для формирования наукоемкой экономики страны. Цель Инновационного кластера –объединение субъектов научно-исследовательской и инновационной деятельности для трансферта и коммерциализации передовых технологий и проектов,          а также создание площадки для развития инновационного предпринимательства в Казахстане. На базе Astana Business Campus сформирована система коммерциализации проектов, включающая Офис коммерциализации, Технопарк и Бизнес-инкубатор, которая позволяет реализовать инновационные проекты и обеспечить дальнейший выход на рынки.

Начал свою работу  международный технопарк IT-стартапов Astana Hub, который является казахстанским вариантом знаменитой Кремниевой долины США. На площади в 9,6 тысяч кв.м. располагаются лекционные залы, площадки для стартапов, аудитории, лаборатории, конференц-залы, офисы digital-компаний и международных партнёров. Astana Hub призван стать ядром и локомотивом развития экосистемы инноваций Казахстана и международно признанным хабом для развития технологического бизнеса. «Astana Hub» станет центром компетенций развития экосистемы, а также единой цифровой и материальной платформой для стартап-команд, IT-компаний, инвесторов и других игроков, чтобы стимулировать развитие крупных технологических компаний в Казахстане.
В июле т.г. в Астане открылся Международный финансовый центр. Участники МФЦА будут иметь доступ к капиталу не только Казахстана, но и всего региона в целом.

Казахстанская модель МФЦА воплотила в себе лучшую мировую практику. На постсоветском пространстве юрисдикция с собственным коммерческим и гражданским правом, основанным исключительно на принципах английского права, заработала впервые.
Правосудие будет осуществлять обособленный от судебной системы Казахстана независимый Суд МФЦА с привлечением судей международного уровня.

Задача МФЦА – быть конкурентоспособным не только на территории СНГ, но и во всем мире. Мы учитывали, что общее право, которое используется в Англии, практикуется в ведущих финансовых центрах в Нью-Йорке, Дубае, Катаре, Сингапуре. Кроме того, контракты в мире тоже в основном заключаются с применением  английского права. Тем самым мы даем возможность инвесторам работать в рамках ясной и понятной правовой инфраструктуры. В МФЦА уже зарегистрировались более 50 компаний, до конца года планируется регистрация 100 компаний.
 
Безусловно, развитие цифровой индустрии придаст импульс  всем другим отраслям экономики.

Ожидается, что в результате реализации программы «Цифровой Казахстан» доля пользователей сети Интернет в 2021 году составит 81%; уровень цифровой грамотности населения вырастет с 76 до  82%; рост производительности труда в ИКТ составит 5,9%; доля государственных услуг, предоставляемых в электронном виде, от общего объема государственных услуг – 80%.
Справочно: В настоящее время уровень компьютерной (цифровой) грамотности населения составляет 76,2%.
По последним данным ООН и Всемирного экономического форума, Казахстан по индексу электронного правительства занимает 28-е, а по индексу сетевой готовности - 40-е место.
 
В настоящее время, когда все стремится к автоматизации и большинство процессов учета финансовой деятельности ведется в информационных системах, нельзя не говорить об их роли в проведении государственного аудита.
Аудит сам по себе процесс очень глубокий и емкий.         И результативность работы аудиторов зависит от оперативного доступа к имеющейся информации и базе данных  государственных органов на всех этапах аудита, начиная с планирования, особенно при реализации его превентивной функции.
Важность цифровизации аудита отмечена предстоящим 23-м   Конгрессом ИНТОСАИ, который пройдет в следующем году в г. Москве. Одной из тем Конгресса является  «Информационные технологии для развития государственного управления».
 
Уважаемые коллеги!
С принятием Закона «О государственном аудите и финансовом контроле» Счетный комитет наделен дополнительными полномочиями по администрированию единой базы данных по государственному аудиту и финансовому контролю, координации системы управления рисками уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту и служб внутреннего аудита.
Кроме того, являясь высшим органом государственного аудита, наше ведомство наделено  рядом новых функций. Это  предварительная оценка проекта республиканского бюджета; оценка эффективности управления активами квазигосударственного сектора, формирования и использования средств Национального фонда; аудит консолидированной финансовой отчетности и др, что предполагает работу с большим массивом информации.
С момента принятия Закона(2 года) Счетным комитетом проведена значительная  работа. 
Создана и функционирует информационная система Счетного комитета (ИИС), которая интегрирована с  7 информационными системами других госорганов.             

В 2019 - 2020 годах планируется ее интеграция еще не менее с 15 информсистемами.
 
В рамках  ИС осуществлена автоматизация системы управления рисками, что позволяет точечно определять предмет и объекты аудита для включения в перечень  аудиторских мероприятий.

В единую базу данных по государственному аудиту и финансовому контролю загружаются материалы результатов аудиторских мероприятий, осуществляемых всеми органами госаудита, а также сведения об итогах аудита специального назначения и финансовые результаты объектов аудита.
 
Использование информации единой базы данных органов государственного аудита обеспечивает прозрачность аудиторских процессов, позволяет систематизировать и анализировать результаты проведенных аудиторских мероприятий и финансовое состояние объектов госаудита, а также значительно снижает коррупционные риски.

  Уже сейчас весь предварительный этап, который занимает порядка трети времени аудита, проводится без выхода на объект.

Предусмотренная интеграция  позволит сократить сроки пребывания аудиторов на объектах в среднем с 60 до 5-10 дней, снизить административную нагрузку.

В настоящее время Счетным комитетом уделяется особое внимание  работе по совершенствованию методологии аудита эффективности: перерабатываются основные подходы  оценки эффективности, результативности и экономичности, пересматриваются аудиторские и аналитические процедуры с внедрением математического и статистического аппарата.  Впоследствии основные аналитические и аудиторские процедуры аудита эффективности будут внедрены в информационную систему Счетного комитета.

В целях более эффективного функционирования системы внешнего государственного аудита активизирована работа по цифровизации деятельности самих органов государственного аудита.

На сегодняшний день созданы соответствующие системы в  органах внешнего аудита половины регионов. Работа в других регионах ведется.
 
Вместе с тем, в целях увеличения функционала Единой базы данных государственного аудита и расширения интеграционного взаимодействия с государственными информационными ресурсами мы продолжаем совершенствование информационной системы Счётного комитета.

Цифровизация коснулась нетолько основных процессов государственного аудита, но и системы сертификации государственных аудиторов. Счетный комитет в настоящее время работает над электронной платформой обучения претендентов в государственные аудиторов на базе Академии государственной службы. 

Также  хочу отметить, что Счетным комитетом в настоящее время уделяется особое внимание IT-аудиту.  В  июле т.г. в г. Астане  совместно с Азиатской организацией высших органов аудита (АЗОСАИ) провел 5-дневный семинар по IT-аудиту. В нем приняли  участие представители высших органов аудита 27 стран. Все они отметили важность процессов цифровизации и проведения IT-аудита как для системы государственного управления, так и для органов государственного аудита.
 
 Уважаемые коллеги!
 
Современные реалии требуют от высших органов аудита идти в ногу со временем. Одними из основных задач наших органов в ближайший период должны стать:
- дальнейшее совершенствование системы государственного аудита за счет внедрения и развития цифровых технологий;
- разработка рекомендаций по цифровой трансформации системы государственного управления;  
- повышение эффективности нашей деятельности и реализация важной миссии по обеспечению роста благосостояния и процветания наших государств. 
 
Благодарю за внимание! 
Документ создан: 07.12.2018 17:14:40
Документ изменен: 07.12.2018 17:14:40