010000, Астана 
проспект Мәңгілік ел,дом №8, 
здание  «Дом министерств», 10 подъезд
+7 (7172) 70-70-00

Выступление Председателя Счетного комитета Козы-Корпеша Джанбурчина на совместном заседании палат Парламента РК

Уважаемые председатели палат, депутаты!

Прежде чем приступить к Заключению Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета 2014 года, разрешите доложить обитогах реализации некоторых наших рекомендаций,данных в прошлом году.

Благодаря вашей активной поддержке, реализована рекомендация Счетного комитета по выделению обоснованных объемов трансфертов регионам и совершенствованию методики прогнозирования.  

В Бюджетный кодекс внесено понятие «потенциал региона», усовершенствована методика учета доходов при прогнозировании местных бюджетов.

Разработана методика реализации Программы совместных экономических исследованийПравительства и МеждународногоБанкаРеконструкции и Развития. 

Внесены изменения вПеречень универсальных услуг телекоммуникаций и Правила субсидирования их стоимости.

В целом, впрошлом году Правительству, государственным органам и объектам контроля направлено 68 рекомендаций и 244 поручения. Исполнение по рекомендациям составило более 90%.

Теперь обисполненииреспубликанского бюджета 2014 года.

Отчет Счетного комитета всесторонне рассмотрен  на 24-х заседаниях  комитетов и рабочих групп Мажилиса и Сената, а также  двух заседаниях палат Парламента.
По нашей оценке, в целом, Правительством запланированные параметры доходов и расходов республиканского бюджета 2014 года исполнены.
Несмотря на негативное воздействие внешних факторов, обеспечены макроэкономическая и социальная стабильность страны, запланированныйрост экономики.
В то же время в2014 году впервые за последние 15 лет произведено секвестрирование республиканского бюджета. Его объемы составили 80,7 млрд. тенге.
План по доходам к уточненному бюджету не исполнен на 125,2 млрд. тенге, скорректированному бюджету – на 44,5 млрд. тенге.
На наш взгляд, основными причинами являются объективные и внутренние субъективные факторы.

Это некачественное планирование бюджетных средств, низкое налоговое и таможенное администрирование, несоблюдение финансовой дисциплины при исполнении республиканского бюджета, а также наличие пробелов в бюджетном законодательстве.

При составлении заявок администраторами бюджетных программ допускались нарушения бюджетного законодательства, уполномоченным органом по планированию средства выделялись без соответствующихрасчетов, технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации.

Нами установлены факты отсутствия необходимых нормативов, в частности, по научно-прикладным исследованиям.Субъектами квазигосударственного секторауслуги оказывались без утвержденных нормативов цен.

Сегодня требуется провести анализ полноты и обоснованности  нормативов положенности по отдельным затратам, а по отсутствующим - разработать методики их расчета.

Для повышения качества планирования необходимо регламентировать ответственность уполномоченного органа по планированию и исполнению бюджета и внести соответствующие изменения в Бюджетный кодекс.

Недопоступление запланированных доходов бюджета требует поискавнутренних ресурсов для изыскания дополнительных поступлений.
Для этого,во-первых, необходимо повысить качествоналогового и таможенного администрирования, во-вторых, принятьдейственныемерыпо увеличению доли собственных доходоврегионов.

Низкая эффективность налогового администрирования привелак значительным потерям бюджета.
В 2014 году недоимка по налоговым поступлениям по сравнению с 2013 годом  увеличилась почти в 2 раза и составила 78 млрд. тенге.
Кроме того, отдельными органами государственных доходов в целях занижения данных по недоимке некоторым налогоплательщикам необоснованно присваивался статус банкрота.

Анализ и мониторинг сделок с предприятиями, имеющими признаки «лжепредпринимательства», проводились не на должном уровне. 
Допускались нарушения налогового законодательства в части предоставления недостоверных сведений в налоговых декларациях.
Процедуры ликвидационных налоговых проверок по заявлениям налогоплательщиков затягивались, сроки исковой давности по налоговым обязательствам и требованиям истекали.

Увеличение объемов авансирования республиканского бюджета  за счет платежей будущих периодов налагает нагрузку на бюджет последующего финансового года, а объемы переплат тр
ебуют подтверждения при возврате НДС, то есть их обоснованности и выявления сделок налогоплательщика с «лжепредприятиями».
Переплатапо налоговым поступлениям по состоянию на начало 2015 года составила 1,7 трлн. тенге. Это почти половина (46%) всех налоговых поступлений 2014 года.

В 2014 году возврат НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, составил 416,9 млрд. тенге.

В рамках таможенногоадминистрированияпри проведении более 62 тысяч досмотров таможенными органами выявлено всего 254 нарушения таможенного законодательства.

Потенциал по увеличениюдоли собственных доходов в бюджетах регионов видитсяв развитии малого и среднего бизнеса.
На сегодняшний день поступления в бюджет обеспечиваются крупными предприятиями сырьевого сектора.
Теперь об освоении бюджета.
В 2014 году при использовании средств республиканского бюджета по Отчету Правительства не освоено32 млрд. тенге.

В целях выработки единого подхода к оценке расходования бюджетных средств требует скорейшего решения вопрос закрепления в Бюджетном кодексе терминов«неосвоение», «неисполнение», «неиспользование». Этот вопрос нами поднимался в прошлом году.

Оценку расходования средств республиканского бюджета 2014 года мы провели исходя из соблюдения принципа результативности бюджетной системы. По нашим расчетам, общая сумма, по которой не достигнуты запланированные конечные результаты, составила 378,5 млрд. тенге.
Значительные бюджетные средства выделяются субъектам квазигосударственного сектора для решения задач по модернизации экономики, поставленных Главой государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.
Из выделенных на увеличение их уставных капиталов бюджетных средств 344,5 млрд. тенге, не использованы и остались на их  контрольных счетах наличности.
Для обеспечения эффективности, прозрачности расходования средств республиканского бюджета нами рекомендовано рассмотреть вопрос  формирования консолидированного бюджета всего квазигосударственного сектора и отдельных его субъектов. 
Кроме того, предложено выделять средства субъектам квазигосударственного сектора по мере завершения определенного этапа проекта.
В ходе уточнений и корректировок бюджета некоторые проекты из утвержденного перечня исключались либо добавлялись новые.

Инвестиционные проекты реализуются без требуемых технических документов и экономических обоснований. От этого страдает качество строительных объектов, не выдерживаются сроки их реализации,  увеличивается стоимость.  

Например, региональные проекты в 2014 году подорожали на  64 млрд. тенге, незавершенными остались 117 проектов.

Из-за несофинансирования проектов со стороны местных исполнительных органов простаивают завершенные социально-значимые объекты.

Так, в 2014 году выявлено 38 завершенных, но не введенных в эксплуатацию объектов.

В целом, местными исполнительными органами допущены нарушения по целевым трансфертам на 193,6 млрд. тенге, не освоено и возвращено в бюджет 9,7 млрд. тенге, не использовано 3,4 млрд. тенге.

Уважаемые депутаты!

Почти половина финансовых нарушений (44,3%) 2014 года выявленных Счетным комитетом, допущена государственными органами из-за несоблюдения Бюджетного законодательства, 16,5 процента – нарушения Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».
Основная причина нарушений – это несоблюдение объектами контроля элементарных требований бюджетного и иного законодательства, которые могли бы быть выявлены службами внутреннего контроля (аудита), имеющимися во всех без исключения государственных органов.

Другими словами,более половины нарушений, выявляемых Счетным комитетом, могут быть устраненысилами самих объектов контроля, то есть для повышения финансовой дисциплины в стране имеется огромный резерв. Он кроется в обеспечении надлежащего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью со стороны служб внутреннего аудита всех государственных органов.

Для этого, по нашему мнению, необходимо обеспечить функционирование служб внутреннего аудита (контроля)как целостной системы внутреннего финансового контроля (аудита) под руководством Министерства финансов, действующих по единым правилам, методикам, регламентам и стандартам.

Только вэтом случае  акцент в деятельности органов внешнего финансового контроля (аудита), в том числе Счетного комитета, будет сделан на аудите эффективности и значительном усилении экспертно-аналитических мероприятий.

В рамках исполнения Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» поставлена задача по переходу на новую систему государственного аудита.

Во исполнение поручения Главы государства по  обеспечению органов государственного аудита высокопрофессиональными кадрами необходимо ввести в перечень специальностей высшего образования специальность «Государственный аудит». 

В настоящее время на рассмотрении Мажилиса Парламента находится проект Закона «О государственном аудите и финансовом контроле».

С принятием законопроекта будет выстроена комплексная система органов внешнего и внутреннего государственного аудита с четким разграничением их функций и полномочий.

Завершая свое выступление, хочу выразить благодарность всем депутатам за активное участие в обсуждении нашего Отчета и заверить, что ваши рекомендации и пожелания будут учтены нами в дальнейшей работе.

Благодарю за внимание!
Документ создан: 07.12.2018 17:14:41
Документ изменен: 07.12.2018 17:14:41