010000, Астана 
проспект Мәңгілік ел,дом №8, 
здание  «Дом министерств», 10 подъезд
+7 (7172) 70-70-00

Выступление Председателя Счетного комитета Козы-Корпеша Джанбурчина в Сенате Парламента РК на презентации отчета Счетного комитета – заключения к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2015 год

Уважаемые сенаторы и приглашенные!

Представляем вашему вниманию Отчет Счетного комитета – заключение к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2015 год.

Наш Отчет состоит из пяти разделов.

В первом и втором разделах представлены анализ макроэкономических условий, в которых исполнялся республиканский бюджет 2015 года, оценка исполнения республиканского бюджета, его доходов и расходов.

Третийраздел Отчета содержит оценку эффективности  реализации программных документов, использования средств республиканского бюджета государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора.

В четвертом разделе Отчета представлена оценка эффективности использования целевых трансфертов и реализации инвестиционных проектов соответствующими  государственными органами.

В заключительной части Отчета приведены основные выводы по проблемным вопросам, выявленным при использовании бюджетных средств и активов государства, даны рекомендации по совершенствованию бюджетного и иного законодательства и устранению недостатков.

Позвольте приступить к более подробному изложению разделов Отчета.

По нашей оценке, в целом, Правительством уточненные плановые параметры по поступлениям республиканского бюджета и обязательства по расходам исполнены.

Несмотря на проведенные уточнения и корректировки в конце отчетного финансового года (ноябрь) неосвоение средств республиканского бюджета составило 7,8 млрд. тенге.

Из-за излишнего заимствования на конец отчетного периода сформировались остатки бюджетных средств в сумме 264,4 млрд. тенге со значительным превышением (в 90 раз) объемов 2014 года (3 млрд. тенге).

Кроме того, установленный на 2015 год лимит  правительственного долга в объеме 8,2 трлн. тенге превышен на 465,7 млрд. тенге.  
По Отчету Правительства, неэффективно использованные средства республиканского бюджета 2015 года с учетом неосвоенных сумм составили 232,2 млрд. тенге.

По нашей оценке, неэффективно использовано 459,2 млрд. тенге, с превышением данных Правительства на 227 млрд. тенге. Разница сложилась из-за того, что нами учтены объемы финансовых нарушений и нарушений принципов бюджетной системы, установленные Счетным комитетом (250,4 млрд. тенге)и ревизионными комиссиями (37,4 млрд. тенге) в сумме 287,8 млрд. тенге по средствам республиканского бюджета 2015 года.

Кроме того, в неэффективные средства включены остатки на контрольных счетах наличности субъектов квазигосударственного сектора средств бюджета только 2015 года в сумме 76,5 млрд. тенге.

Доходыреспубликанского бюджета сложились выше уточненных параметров на 330,2 млрд. тенге и составили 6,1 трлн. тенге.
Оценка формирования доходов показала, что:

- в структуре доходов налоговых поступлений за последние пять лет выросла доля трансфертов из Национального фонда и нижестоящих бюджетов на 13% (с 29,8% в 2011 году до 42,9% в 2015 году);  

- дополнительные налоговые поступления в сумме более 300 млрд. тенге обеспечены за счет перехода к свободно плавающему обменному курсу тенге.

По нашему мнению, вследствие недостаточно эффективного налогового администрирования не в полной мере используется имеющийся потенциал налоговых поступлений. 

Значительные потери бюджета образовались при использовании схем уклонения от уплаты налогов, в том числе посредством взаиморасчетов с лжепредпринимателями.

По данным Комитета госдоходов, на 1 января 2016 года потери налоговых поступлений (КПН и НДС) по сомнительным взаиморасчетам составили более одного трлн. тенге.

Объемы недоимки государственного бюджета на 1 января 2016 года составили 85,3 млрд. тенге.

Значительные суммыдебетового сальдо по НДС, создают нагрузку на республиканский бюджет текущего финансового года. По состоянию на 1 января 2016 года сумма превышения НДС составила 1,3 трлн. тенге.

В 2015 году нами проведен аудит эффективности двух государственных программ «Саламатты Қазақстан» и «Информационный Казахстан-2020».

По результатам аудита программы «Саламатты Қазақстан» выявлены финансовые нарушенияна сумму 12,7 млрд. тенге, которые в ходе аудита полностью восстановлены и возмещены в доход республиканского бюджета. Неэффективно использованные бюджетные средства составили 34,6 млрд. тенге, нарушения процедурного характера - 18,4 млрд. тенге.
 
В ходе реализации Госпрограммы «Информационный Казахстан-2020» допущены нарушения бюджетного и иного законодательства в размере 41,3 млрд. тенге, неэффективно использовано 14,6 млрд. тенге.
 
Более подробная информация представлена в нашем отчете.

 
В государственных органах и их ведомствахвыявлены финансовые нарушения на 474,6 млрд. тенге, из них средства республиканского бюджета 2015 года –142,3 млрд. тенге.

Из-за слабого контроля со стороны центральных государственных органов при полном перечислении целевых трансфертов регионам достижение показателей результатов бюджетных программ не обеспечено.

В Отчете представлены конкретные факты недостижения результатов администраторами бюджетных программ.

Выявлены недостатки и недоработки в деятельности субъектов квазигосударственного сектора.

Системной проблемой субъектов с участием государства является несвоевременное перечисление части чистого дохода, либо его неперечисление в бюджет государства.

В распоряжении субъектов квазигосударственного сектора после уплаты части чистого дохода остаются значительные средства, которые кратно превышают размеры объемов отчислений в бюджет и размещаются на депозитных счетах банков второго уровня. 
Итоги аудита показали, что в ходе деятельности ими нарушалось бюджетное и иное законодательство. Имеются факты несоблюдения установленных норм и лимитов по административнымзатратам.

При этом законодательством не предусмотрена ответственность субъектов квазигосударственного сектора за несоблюдение натуральных норм расходов.
 
Уважаемые сенаторы!

Оценка эффективности целевых трансфертов показала, что, при их выделении и использовании имеются системные нарушения, недостатки и недоработки.

В отчетном периоде объем финансовых нарушений по целевым трансфертам составил 410,5 млрд. тенге, из которых 97%, или 399,4 млрд. тенге целевые трансферты на развитие.

Всоглашениях о результатах по целевым трансфертам не обеспечиваются полнота и достоверность расчетов отдельных бюджетных заявок, прямые и конечные результаты не достигаются.
 
Из 153 республиканских инвестиционных проектов в 2015 году планировалось завершить 96 проектов, фактически завершен 81.
Основными причинами неисполнения срокови несвоевременного завершения строительства объектов явились внесение изменений в проектные решения в ходе реализации проектов, отмена результатов конкурсных процедур, приостановление или перенос сумм расходов на последующие сроки.

Центральными государственными органами при реализации республиканских инвестиционных проектов допущены нарушения на общую сумму 149,6 млрд. тенге, в том числе при использовании средств республиканского бюджета 2015 года – на сумму 10,6 млрд. тенге.

 Для реализации бюджетных инвестиционных проектов в регионах в 2015 году в результате уточнений и корректировок выделено 422 млрд. тенге, что по сравнению с 2014 годом ниже на 194,6 млрд. тенге.

Из реализуемых в 2015 году в областях 970 инвестиционных проектов планировалось завершить 576, фактически завершено 527. По 49 незавершенным проектам не достигнуты 105 показателей прямых и конечных результатов соглашений по целевым трансфертам.

В 2015 году в рамках контрольных и аудиторских мероприятий в регионах проверены 116 объектов на сумму 469 млрд. тенге, по которым установлены финансовые нарушения на 352,9 млрд. тенге.

Отмечается низкое качество планирования при формировании бюджетных заявок на инвестиционные проекты.

Ненадлежащим образом разрабатываются соглашения по целевым трансфертам на развитие.

В ряде соглашений не отражаются показатели прямых и конечных результатов, поименный перечень инвестиционных проектов,с указанием их качественных характеристик и объемами финансирования.

Целевые трансферты направлялись на не предусмотренные соглашениями мероприятия, либо перераспределялись на другие инвестиционные проекты.

В отдельных регионах не соблюдались требования Бюджетного кодекса в части своевременного и обязательного софинансирования проектов.

Ряд инвестиционных проектов реализован без утвержденной в установленном порядке технической документации.

Отдельные проекты имели необоснованные расчеты.

При внесении изменений корректировок в проектную документацию их первоначальная сметная стоимость в размере 2,2 трлн. тенге увеличена на 134,1 млрд. тенге.

Выявлены факты нецелевого и неэффективного использования целевых трансфертов на развитие, тем самым объекты, сданные в эксплуатацию, простаивали, в отдельных случаях законсервированы.

Уважаемые сенаторы!

В 2015 году проведено 27 контрольных мероприятий на 313 объектах контроля с охватом бюджетных средств и активов государства в размере 4,9 трлн. тенге, в том числе средства республиканского бюджета 2015 года в сумме 1,2 трлн. тенге.

Выявлены нарушения на сумму 1,6 трлн. тенге с ростом объемов 2014 года в 2,6 раза, в том числе нарушения по средствам республиканского бюджета 2015 года – 316,2 млрд. тенге.

Установлены финансовые нарушения в сумме 1,2 трлн. тенге, процедурные – 460,7 млн. тенге.

Из 185,7 млрд. тенге, подлежащих восстановлению, возмещено с наступившими сроками 135,4 млрд. тенге, или более 70 процентов.

В правоохранительные органы для принятия процессуальных решений направлено40 материалов контроля.

За отчетный период к административной ответственности привлечено 75 юридических и 66 должностных лиц, к дисциплинарной – 271 должностное лицо.

В доход государства взысканы штрафы на 16 млн. тенге.
 
       Благодарю за внимание!
Документ создан: 07.12.2018 17:14:41
Документ изменен: 07.12.2018 17:14:41