010000, Астана 
проспект Мәңгілік ел,дом №8, 
здание  «Дом министерств», 10 подъезд
+7 (7172) 70-70-00

Выступление Председателя Счетного комитета Козы-Корпеша Есимовича Джанбурчина на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК

Уважаемый Бақтыкожа Салахатдинұлы!
Уважаемые депутаты, приглашенные!
 
Отчет Счетного комитета – заключение к Отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2015 год обсужден на заседаниях постоянных комитетов и рабочей группы Мажилиса Парламента.

По нашей оценке, в целом, Правительством уточненные параметры поступлений республиканского бюджета, а также взятые обязательства по расходам исполнены.

С учетом результатов обсуждения Отчета разрешите обозначить основные проблемы и недостатки, выявленные в ходе оценки  исполнения республиканского бюджета 2015 года.

Все выводы Счетного комитета  подкреплены многочисленными конкретными примерами в нашем Отчете. Поэтому не буду подробно останавливаться на них, доложу лишь вкратце.

Первое. Проблемы исполнения доходов бюджета.
В условиях влияния негативных внешних факторов на экономику страны необходимо усиление налогового и таможенного администрирования.
Однако, оно осуществляется недостаточно эффективно. На наш взгляд, в стране имеется потенциал налоговых и таможенных поступлений, который не используется в полной мере.
С введением (2012 г.)ужесточения порогового ограничения наличных оборотов в предпринимательской деятельности (с 4 тыс. МРП до 1 тыс. МРП)объемы наличного оборота не снижаются.
За последние пять лет ежегодно в среднем они остаются на уровне 1,5 трлн. тенге. Это является благоприятной почвой для лжепредпринимательской деятельности. Потери бюджета по сомнительным взаиморасчетам с фирмами-однодневками исчисляются в колоссальных объемах (более одного трлн. тенге).
Меры противодействия уклонениям от уплаты налогов недостаточно эффективны. Возбужденные уголовные дела по фактам лжепредпринимательства приостанавливаются из-за неустановления  либо непроведения розыска виновных лиц. Почти половина дел, находящихся в производстве по указанным фактам, прервана.
Ежегодно мы констатируем рост объемов авансовых платежей, которые приводят к нагрузке на бюджет очередного финансового года.
В отчетном периоде возврат сумм превышения НДС составило 1,3 трлн. тенге.
Из-за низкого качества налогового администрирования значительными остаются объемы недоимки государственного бюджета (85,3 млрд. тенге).
Кроме того, отмечается высокая доля безрезультативных налоговых проверок. В 2015 году она составила треть от общего числа проведенных проверок (по отчету  Комитета государственных доходов).
Из доначисленных налогов и платежей в размере около шестисот млрд. тенге (598,6 млрд.тенге) в бюджет взыскано лишь около 6% (34,4 млрд.тенге).

Второе. О неэффективно использованных и неосвоенных средствах республиканского бюджета.
В отчетном периоде с учетом нарушений, выявленных Счетным комитетом и ревизионными комиссиями,государственными органами неэффективно использовано 459,2 млрд. тенге.
Отдельными государственными органами не обеспечены эффективное управление бюджетными программами, своевременное проведение конкурсных процедур, надлежащий контроль за исполнением поставщиками договорных  обязательств. В результате неосвоенными остались7,8 млрд. тенге.

Третье.Обращаем внимание на увеличение дебиторской задолженности, сумма которой превысила 200  млрд. тенге (206,6 млрд. тенге).
Необходимо повысить эффективность мер по минимизации дебиторской задолженности. В частности, провести оценку рисков потенциальных поставщиков на этапе проведения конкурсных процедур и усилить контроль исполнения ими обязательств. 

Четвертое. Недостатки в деятельности субъектов квазигосударственного сектора.
Субъектами квазигосударственного сектора не соблюдались нормы Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».

Установлены факты проведения строительных работ без уведомления надзорных органов и права собственности на земельные участки.
Допущен ряд нарушений Закона «О финансовом лизинге».

В агропромышленном комплексе отдельными субъектами квазигоссектора контроль использования переданного в лизинг сельскохозяйственного оборудования не ведется. Установлены факты его ненадлежащего учета, хранения и несанкционированного перемещения в другие регионы.

Административная ответственность за несоблюдение субъектами квазигосударственного сектора норм административных расходов законодательно не закреплена. Отдельные нормативы, установленные ими, не соответствуют решениям Правительства. 
Продолжают иметь место факты несвоевременного перечисления субъектами квазигосударственного сектора в доход бюджета отчислений и дивидендов.

Рекомендация Счетного комитета по определению порядка начисления пени за несвоевременное перечисление части чистого дохода и дивидендов субъектами квазигосударственного сектора осталась неисполненной.

После уплаты части чистого дохода остаются значительные средства. Их размер превышает сумму отчислений. Впоследствии они размещаются на депозитных счетах банков второго уровня.

В этой связи, считаем возможным пересмотреть в сторону увеличения нормативов отчисления части чистого дохода государственных предприятий, относящихся к субъектам естественной монополии или субъектам, занимающим доминирующее положение на соответствующем рынке.

По итогам 2015 года на контрольных счетах наличности в казначействе образовались остатки средств субъектов квазигосударственного сектора в размере 137,3 млрд. тенге, из них средства республиканского бюджета 2015 года – 76,5 млрд. тенге.
При этом наши рекомендации по поэтапному выделению бюджетных средств субъектам квазигосударственного сектора при реализации проектов, данные в 2013 году, во внимание не приняты.

Пятое. Проблемы использования целевых трансфертов.
Отсутствие прозрачности в вопросах использования целевых трансфертовне обеспечивает идентичность данных по их освоению и достижению прямых и конечных результатов.
В отдельных случаях центральными государственными органами указывалось полное освоение целевых трансфертов, кредитов и достижение результатов бюджетных программ, обозначенных в стратегических планах. Однако в регионах деньги оставались неиспользованными, а проекты незавершенными.
Местными исполнительными органами допущено неисполнение целевых трансфертов на развитие на 5,9 млрд. тенге.
Общая сумма финансовых нарушений по целевым трансфертам по сравнению с 2014 годом возросла на 67,6% и составила 410,5 млрд. тенге.

В нарушение Бюджетного кодекса не обеспечивались полнота и достоверность расчетов бюджетных заявок, прямые и конечные результаты, предусмотренные в соглашениях о результатах по целевым трансфертам, не достигались.
Вместе с тем, при недостижении запланированных показателей соглашений регионам все же выделялись средства из республиканского бюджета.

Установлены факты некачественной разработки соглашений о результатах по целевым трансфертам.
Отдельными администраторами бюджетных программ на всех уровнях при разработке соглашений не отражались показатели прямых и конечных результатов. Не указывались перечень инвестиционных проектов, их характеристики и объемы финансирования.
В результате целевые трансферты из республиканского бюджета использовались на реализацию не предусмотренных соглашениями инвестиционных проектов и мероприятий. По отдельным проектам в нарушение бюджетного законодательства средства перераспределялись на другие цели.

Шестое. Недостатки, выявленные по итогам оценки реализации инвестиционных проектов.
В отчетном периоде государственными органами, как в центре, так и в регионах не завершено 64 инвестиционных проекта.
Общая сумма выявленных нарушений, допущенных при их реализации, составила 502,5 млрд. тенге.
Необоснованность расчетов и недоработки технической документации привели к удорожанию стоимости проектов, дополнительным расходам республиканского бюджета.
Первоначальная стоимостьинвестиционных проектов, реализация которых предусмотрена в 2015 году,  в результате внесения корректировок в проектные документы увеличилась на 222,8 млрд. тенге.

Объектами аудита включались дополнительные объемы работ, ранее не учтенных в утвержденной технической документации, вносились изменения в перечень оборудования, уточнялись размеры площадей строительства, менялись проектные решения.

Тем самым, проекты приостанавливались, суммы расходов переносились на последующие периоды, результаты конкурсных процедур отменялись, объекты строительства завершались несвоевременно либо замораживались. 

Ряд инвестиционных проектов реализован с нарушением законодательства в сфере государственных закупок и без утвержденной в установленном порядке технической документации.

Кроме того, строительство отдельных объектов осуществлено без уведомления органов государственного архитектурно-строительного контроля и надзора.

Из-за некачественного планирования софинансирование из местных бюджетов ряда проектов не обеспечено. В результате социально-значимые объекты своевременно в эксплуатацию не введены.

Уважаемые депутаты!

В 2015 году Счетным комитетом проведено 27 контрольных и аудиторских мероприятий. Охвачены бюджетные средства и активы государства на сумму 4,9 трлн. тенге. Общая сумма выявленных нарушений составила 1,6 трлн. тенге, из которых 1,2 трлн. тенге составили финансовые нарушения. По средствам республиканского бюджета 2015 года установлены нарушения на сумму 316,2 млрд. тенге.
Восстановлено в бюджет 135,4 млрд. тенге. К административной ответственности привлечено 75 юридических и 66 должностных лиц, к дисциплинарной – 271 должностное лицо. В доход государства взысканы штрафы на 16 млн. тенге.

Уважаемые депутаты!
Завершая выступление, хочу выразить вам особую благодарность за активное участие в обсуждении нашего Отчета и заверить, что озвученные вами рекомендации и предложения будут учтены нами в дальнейшей работе.
Просим поддержать Отчет Счетного комитета.
 
 Благодарю за внимание!

 
Документ создан: 07.12.2018 17:14:41
Документ изменен: 07.12.2018 17:14:41