010000, Нур-Султан 
проспект Мәңгілік ел,дом №8, 
здание  «Дом министерств», 10 подъезд
+7 (7172) 70-70-37

Выступление Председателя Счетного комитета Нурмухамбета Абдибекова на совместном заседании палат Парламента РК

Уважаемые председатели палат!
Уважаемые депутаты!
 
Ежегодное обсуждение в Парламенте Отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета и Заключения Счетного комитета вносит существенный вклад в повышение эффективности использования бюджетных средств и совершенствование бюджетного процесса страны.

Благодаря поддержке депутатов и активной позиции Правительства, большинство рекомендаций Счетного комитета реализуется.
В отчетном периоде Правительству и государственным органам направлены 53 рекомендации и 324 поручения.

Учитывая пожелания депутатов, заключение Счетного комитета на Отчет Правительства по исполнению бюджета 2016 года подготовлено в новом формате, с отражением соответствующих выводов и предложений по каждому разделу, на которых позвольте остановиться подробнее.

В отчете отмечено, что Правительством обеспечена макроэкономическая стабильность страны и исполнение основных параметров республиканского бюджета 2016 года.

Такая ситуация в значительной степени обусловлена практикой покрытия дефицита бюджета за счет трансфертов из Национального фонда и внешнего заимствования.

Между тем, в стране естьпотенциал по развитию внутреннего рынка долговых инструментов. А совершенствование налогового и таможенного законодательства, помимо снижения рисков роста доли ненаблюдаемой экономики, создаст благоприятный климат для привлечения иностранных инвестиций.

Наряду с этим необходимо завершить работу по оценке налоговых льгот и преференцийв разрезе отраслей экономики, чтобы определить  реальный эффект от их предоставления.
 
Счетный комитет в Заключении обращает внимание на несбалансированность документов системы государственного планирования. Эти вопросы поднимались и в стенах Парламента.

Отсутствует преемственность в принимаемых решениях. Частое изменение условий реализации программных документов снижает результаты исполнения заложенных в них инструментов социально-экономического развития страны.

В стратегические планы государственных органов включаются показатели, напрямую не зависящие от деятельности администраторов. Наблюдается недостижение отдельных показателей прямых и конечных результатов при полном освоении бюджетных средств. Все это приводит к снижению ответственности администраторов бюджетных программ и местных исполнительных органов.
 
При формировании Заключения на Отчет Правительства об исполнении бюджета Счетный комитет, как внешний независимый аудитор, в соответствии со стандартами государственного аудита обязан отражать в Отчете исключительно подтвержденные сведения администраторов бюджетных программ, за предоставление которых они несут ответственность согласно Бюджетному кодексу.

Сложилась система, когда отдельные данные бюджетной отчетности администраторов программ и уполномоченных органов, представленные в Правительство и Счетный комитет, не совпадают.

Счетный комитет обращает внимание в Отчете на этот системный недостаток и делает вывод о том, что данная ситуация вызвана в том числе формальным подходом уполномоченного органа к оценке достигнутых результатов.

Формирование статистических данныхосуществляется позже подведения итогов об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год. В этой связи ряд прямых и конечных показателей бюджетных программ ориентирован на оперативные данные, которые в дальнейшем подвергаются изменениям и уточнениям.

Указанное нивелирует объективность оценки по результатам работы государственных органов и их актуальность в следующем отчетном периоде.

Это приводит в отдельных случаях к разночтениям при формировании Отчетов Правительства и Счетного комитета и вызывает критику со стороны депутатского корпуса.
 
На наш взгляд, следует переходить от управления бюджетными затратами к управлению процессом достижения конечных результатовкакна республиканском, так и на местном уровне.

Государственные органы должны критичней относиться к итогам своей работы, проводить работу над ошибками.
 
Межбюджетные отношения не отвечают реальным вызовам. Непрозрачность процесса исполнения инвестиционных проектов, отсутствие единого перечня приоритетных местных инвестиционных проектов в разрезе регионов, нивелируют комплексный подход к решению социально-экономических задач в масштабах республики.

Все это привело к ослаблению контроля со стороны центральных государственных органов за эффективным использованием выделенных средств.При этом проведение оценки достижения показателей результатов не представляется возможным в силу их отсутствия.

Сохраняются различия в уровнях бюджетной обеспеченности регионов, наблюдается ежегодное превышение объемов выделенных целевых трансфертов регионам-донорам над объемами бюджетных изъятий. Указанная схема без учета целевого характера фактически приравняла целевые текущие трансферты к субвенциям.

Совершенствование межбюджетных отношений и системы прогнозирования поступлений в бюджетыпозволит устранить имеющиеся перекосы.
 
Занимая значительную часть экономики, субъекты квазигосударственного сектора не в достаточной мере привносят ожидаемый от них вклад какв развитие отраслей экономики, так и на уровне формирования налоговой базы.

Отмечаются недостаточный контроль и мониторинг эффективности управления государственным имуществом.

Администраторы бюджетных программ не формируют консолидированную финансовую отчетность с учетом активов курируемых субъектов квазигосударственного сектора.
Повысить эффективность управления активами субъектов квазигосударственного сектора и отдачу от их деятельности, по мнению Счетного комитета, позволит переход к финансированию государственных холдингов и национальных компаний по принципу бюджетирования, ориентированного на результат.
 
Хочу отметить, что с принятием Закона о государственном аудите и переформатированием методологии наблюдается существенное изменение структуры выявленных финансовых нарушений.

Если раньше значительную долю в общем объеме занимали нарушения бюджетного законодательства, то сегодня более 66% занимает несоблюдение правил ведения бухгалтерского учета, что свидетельствует об общем снижении качества учета, проблемах подготовки и повышения квалификации учетных работников.
 
Нам представляется, что здесь имеется значительное поле деятельности для служб внутреннего аудита, призванных принимать превентивные меры по укреплению финансовой дисциплины, что приобретает особую актуальность в связи с предстоящим формированием четырехуровнего бюджета.

В свою очередь, ресурсы органов внешнего государственного аудита будут направлены на аудит эффективности, будет усилена наша экспертно-аналитическая деятельность.

Ориентир Счетного комитета на аудит эффективности с выявлением причинно-следственных связей совершенных недостатков и нарушений позволит поднять на качественно новый уровень проводимые аудиторские мероприятия.

С текущего года Счетный комитет приступит к реализации новой компетенции - проведению предварительной оценки проекта республиканского бюджета по основным направлениям расходов.

Реализация рекомендаций, данных Счетным комитетом в Заключении на Отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2016 год, позволит повысить качество бюджетного планирования, прозрачность и эффективность исполнения бюджета.
 
Уважаемые депутаты!
 
Завершая свое выступление, хочу выразить благодарность всем депутатам за активное участие в обсуждении нашего Заключения. В рамках обсуждения в профильных комитетах Сената и Мажилиса и на заседаниях рабочих групп в адрес Счетного комитета поступил 43 вопроса, на которые в установленном порядке были даны исчерпывающие ответы.

Хотим заверить вас, уважаемые депутаты, что все ваши рекомендации и предложения будут учтены в дальнейшей работе Счетного комитета.
Документ создан: 07.12.2018 17:14:40
Документ изменен: 07.12.2018 17:14:40