010000, Нур-Султан 
проспект Мәңгілік ел,дом №8, 
здание  «Дом министерств», 10 подъезд
+7 (7172) 70-70-37

Выступление Председателя Счетного комитета Нурмухамбета Абдибекова на заседании Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Сената Парламента по вопросам исполнения республиканского бюджета за 9 месяцев 2017 года

 
 
Уважаемый Бектас Абдыханович!
Уважаемые сенаторы!
 
Разрешите представить вашему вниманию краткую информацию о работе Счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета за 9 месяцев т.г.
 
Исполнение бюджета за 9 месяцев 2017 года

За 9 месяцев т.г. поступления с учётом поступлений займов в республиканский бюджет составили 8,8 трлн. тенге, или 99% от запланированного (не исполнено 92,0 млрд. тенге).
 
Недоимка в республиканский бюджет достигла 171,3 млрд. тенге, увеличившись на 48 млрд. тенге, или на 39%.
 
Расходыреспубликанского бюджета (с учётом погашения займов) за 9 месяцев составили почти 9 трлн. тенге, или 99,4%.

По данным Министерства финансов, неосвоение по расходам составило 50,6 млрд. тенге, наибольшие суммы из которых допущены министерствами культуры и спорта, образования и науки, финансов, Комитетом национальной безопасности.

 
Основными причинами неосвоения, как и прежде, являются несостоявшиеся конкурсы, позднее предоставление счетов к оплате.
 
 По итогам 9 месяцев 2017 года проведено 19 аудиторских мероприятий на 195 объектах аудита. Объем средств, охваченных аудитом, составил 22,8 трлн. тенге с учетом активов квазигосударственного сектора (НУХ «Байтерек», ФНБ «Самрук-Казына»).

Выявлены нарушения на сумму 966 млрд. тенге, из них финансовые нарушения составили 172,6 млрд. тенге с восстановлением (с учетом наступивших сроков) на 77,3 млрд. тенге.

 
Доля несоблюдения правил ведения бухгалтерского учёта в финансовых нарушениях увеличилась до 79,8% (137,8 млрд. тенге).
 
Объектам аудита направлено 295 рекомендаций и поручений, исполнение по которым с наступившими сроками составляет практически 100%.

 
За текущий период Счётным комитетом впервые была проведена оценка проекта республиканского бюджета, целью которой является определение достоверности и соответствия проекта бюджета положениям бюджетного законодательства, выводам и рекомендациям, данным Счётным комитетом к отчёту Правительства об исполнении бюджета за предыдущие годы.
 
В связи с этим, в ходе оценки было уделено внимание проведению анализа обоснованности показателей проекта республиканского бюджета на плановый период, наличия и достаточности нормативной правовой и методической базы для разработки проекта бюджета.
 
Анализ выявил наличие отдельных рисков несвоевременной подготовки заключения на проект бюджета и недостижения основной цели по повышению качества планирования.

В значительной степени наступление указанных рисков связано с институциональными недостатками в процессе формирования бюджета.

Направление заключенияв Правительство одновременно с внесением проекта закона о республиканском бюджете в Парламент не позволяет всесторонне проработать внесённые Счётным комитетом рекомендации.
 
Принимая во внимание стратегическое значение качества определения проекта бюджета для реализации приоритетов социально-экономического развития страны, актуально пересмотреть подходы к предварительной оценке.

Касательно выводов и рекомендаций, подготовленных в заключении на проект бюджета 2018 - 2020 годы.

Достаточность нормативно правовой и методической базыдля разработки проекта бюджета оценена с точки зрениявзаимосвязи стратегического, экономического и бюджетного планирования.

Отмеченыимеющиеся потенциальные резервы для повышения прозрачности процесса.

Главным заключениемв этом направлении стал вывод о том, что усматривается преобладание бюджетного планирования над стратегическим.

Причиной этого является параллельность внесения проектов стратегических планов, бюджетных программ и бюджетных заявок в уполномоченные органы.

Разрешение озвученной несбалансированности процесса усматривается в более чётком разграничении этапности с предшествующим рассмотрению бюджетных заявок планированием показателей в проектах стратегических планов (бюджетных программ для госорганов, не разрабатывающих стартегпланы).

Имеющиеся недостаткив отдельных случаях повлияли на  достоверность определения объёмов расходов для реализации проектов и достижения индикаторов программных документов.

Не всегда обеспечивалась преемственность и последовательность принимаемыхрешений.
 
 
Отдельные расходы Проекта, заявленные в реализацию государственных и правительственныхпрограмм, не обеспечивают достижение их целей и индикаторов, а ранее поддержанные к реализации инвестиционные проекты исключены из объёмов финансирования на 2018-2020 годы.

При формировании заявок не в полной мере учитывались потенциал регионов и фактическая востребованность в средствах на местах.

Для устранения отмеченных недостатков выработан ряд рекомендаций нормативно-методологического и организационного характера, реализация которых, на наш взгляд, позволит на более качественном уровне обеспечить полной и достоверной информацией о состоянии государственных финансов, их прогнозировании.

Согласно Правилам проведения предварительной оценки заключение формируется по основным направлениям расходов, выбор которых определяется Счётным комитетом с учётом информации, содержащейся в отчётах об исполнении республиканского бюджета за предыдущие финансовые годы, заключениях по результатам оценки реализации программных документов и эффективности управления бюджетными средствами.

Для оценкибыло определено 3 направления:расходы на субсидирование АПК,реализацию Программы «Нұрлы жер», лекарственное обеспечение на амбулаторном уровне в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

В рамках оценкисубсидирования АПК отмечены неэффективные меры поддержки с предложением по перераспределению планируемых расходов на более эффективные направления. Прогнозно учтены предложения Счётного комитета по оптимизации и перераспределению средств по неэффективным направлениям субсидирования: в рамках финансового оздоровления, гарантирования и страхования займов, в объёме 8,9 млрд. тенге.

При оценке расходов на реализацию Программы «Нұрлы жер» отмечены:

- риски недостижения запланированных показателей в части выкупа облигаций МИО для строительства жилья в объёме 277 млрд. тенге, ранее выделенных АО «Байтерек Девелопмент», АО «Фонд недвижимости «Самрук-Қазына»;
недофинансирование развития инфраструктуры;
-расходы, не направленные на решение задач Программы, в объёме 20 млрд. тенге;
- расходы, не учитывающие динамику исполнения бюджета 2017 года, а также ежегодное погашение основного долга по субсидируемым кредитам.

По прогнозному расчёту Счётного комитета, усматривается возможность сокращения таких расходов на 13 млрд. тенге.
 
При планировании затрат на лекарственное обеспечение выявлена несогласованность целей лекарственной политики в стратегическом планировании с бюджетным планированием.

Не обеспечена достоверностьзаявленного объёма финансирования. Не учтены реальные потребности регионов с учётом наличия остатков прошлых лет, статистические данные о контингенте больных и текущие тенденции в здравоохранении.

Учитывая рекомендации Счётного комитета, ориентировочно сокращён и перераспределён объём финансирования по всем 3 оценённым направлениямна 258,3 млрд. тенге.

Отдельные рекомендации Счетного комитета нормативного и методологического характера учтены Правительством в проектах соответствующих законодательных актов.
 
Хотелось бы отметить, что в целом основные положения Проекта бюджетаориентированы на выполнение задач программных документов в среднесрочном периоде.

При этом усматриваются резервы для повышения качества бюджетного планирования, достижения максимального экономического эффекта от вложенных ресурсов и повышения результативности при их управлении.
 
Благодарю за внимание!
Документ создан: 07.12.2018 17:14:40
Документ изменен: 07.12.2018 17:14:40