СЧЕТНЫЙ КОМИТЕТ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА

СМИ о Счетном комитете

07.06.2017

Нурлан Нигматулин: Настало время прекратить манипулировать бюджетными средствами, Kapital.kz

Об этом спикер мажилиса сказал, заслушав обстоятельный отчет главы Счетного комитета.
О неудовлетворительном исполнении республиканского бюджета, минусах планирования и использования бюджетных средств подробно рассказал председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Нурмухамбет Абдибеков. Его позицию поддержал спикер мажилиса Нурлан Нигматулин, поставивший вопрос о целесообразности бюджетирования нацхолдингов, имеющих на счетах неосвоенные средства. Об этом передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

По словам Нурмухамбета Абдибекова, процесс использования средств республиканского бюджета не имеет прямого стимулирующего эффекта, необходимого для полноценного внедрения бюджетирования, ориентированного на результат. Это снижает эффективность деятельности как центральных, так и местных исполнительных органов. По оценке Счетного комитета, в 2016 году неэффективно использовано 268 млрд тенге.

Правительство принимает меры по усилению ответственности администраторов бюджетных программ и расширению полномочий по перераспределению и корректировке бюджетных средств. Несмотря на это, неосвоенными остались 36 млрд тенге.

«В целях устранения указанных недостатков необходимо усилить ответственность за нерациональное использование средств и неисполнение взятых на себя обязательств. Принцип перехода от управления бюджетными затратами к достижению конечных результатов должен стать главной целью каждого администратора, в том числе на местном уровне», — сказал Нурмухамбет Абдибеков.

Он подчеркнул, что недостаточное развитие внутреннего рынка долговых инструментов способствовало росту внешнего заимствования. В том числе на финансирование дефицита республиканского бюджета. По оценке Счетного комитета, принятые решения по заимствованию на внешнем рынке каждого 6-го тенге в 2016 году были преждевременными.

При этом необходимо учитывать, что, помимо возврата привлеченных денег, государство платит и за обслуживание долга. Так, за 2016 год эта сумма составила 523 млрд тенге с ростом в 1,7 раза по сравнению с предыдущим годом.

«Считаю необходимым ввести ответственность за принятие решений об осуществлении заимствований для покрытия дефицита бюджета, размеры которых превышают индикаторы экономической безопасности страны. А также предусмотреть более жесткие ограничения для представления гарантий под поручительство правительства страны», — предложил Нурмухамбет Абдибеков.
Глава Счетного комитета отметил и некачественную разработку правительственных программ и стратегических планов госорганов, несбалансированность их основных параметров между собой и с документами системного государственного планирования вышестоящего уровня. Он пояснил, что частое и кардинальное изменение их реализации приводит к низким показателям достижения целевых индикаторов. Нельзя оценить в краткосрочном периоде эффект от исполнения заложенных в программы инструментов социально-экономического развития страны. На взгляд Нурмухамбета Абдибекова, надо проводить работу над ошибками, транслировать опыт удачных инициатив.

Председатель Счетного комитета напомнил и о некачественной разработке программных документов регионов. Из-за того, что нет должного контроля за реализацией мероприятий, не достигнуты некоторые целевые индикаторы и показатели программ развития территорий и прогноза социально-экономического развития ряда областей.

«Отсутствие соглашений по результатам целевых текущих трансфертов привели к ослаблению контроля со стороны центральных госорганов за достижением показателей и результатов в регионах. В итоге значительные суммы не осваиваются, используются не по целевому назначению, возвращаются в бюджет. В 2016 году 13,6 млрд тенге были возвращены в бюджет — это рост по сравнению с 2015 годом. Непрозрачность процесса исполнения инвестиционных проектов, отсутствие приоритетов местных инвестиционных проектов в разрезе регионов нивелируют комплексный подход к решению социально-экономических задач в масштабах всей республики. Сохраняющиеся различия в уровне бюджетной обеспеченности регионов, ежегодное превышение объемов выделенных бюджетных трансфертов регионам-донорам над объемами бюджетных изъятий свидетельствуют о необходимости совершенствования межбюджетных отношений и системы прогнозирования поступлений в бюджет», — заявил Нурмухамбет Абдибеков.

Он отметил и снижение эффективности деятельности квазигосударственного сектора. Счетным комитетом проведена оценка эффективности управления активами отдельных субъектов квазигоссектора. Это позволило отойти от констатации фактов нарушений и сконцентрироваться на имеющих место системных проблемах, выработать предложения по повышению эффективности их деятельности.
«Оценке подвергнуты поставленные перед нацхолдингами задачи, влияющие на развитие отраслей экономики и на реализацию социально-значимых проектов. Количество прибыльных субъектов квазигоссектора снизилось по сравнению с 2015 годом на 19%. Значительные объемы средств республиканского бюджета, ежегодно направляемые на пополнение уставных капиталов субъектов квазигоссектора, своевременно не осваиваются и используются неэффективно. Из числящихся на контрольных счетах субъектов квазигоссектора 113 млрд тенге 87% составляют остатки предыдущих периодов», — признал Нурмухамбет Абдибеков.

Председатель Счетного комитета добавил, что существуют недостаточный контроль и мониторинг за управлением госимуществом. Администраторы бюджетных программ не формируют консолидированную финансовую отчетность с учетом активов курируемых субъектов квазигоссектора. Этот факт может стать серьезным препятствием для формирования правительством с 2018 года консолидированной финансовой отчетности республиканского бюджета.

«Внедрение инструментов финансирования госхолдингов и нацкомпаний по принципу бюджетирования, ориентированного на результат, позволит повысить отдачу от квазигоссектора, поднять на новый уровень ответственность за рачительное отношение к расходованию государственных средств», — констатировал Нурмухамбет Абдибеков.

Глава Счетного комитета уточнил, что для устранения системных недостатков и предупреждения нарушений в будущем правительству направлено 53 рекомендации по совершенствованию законодательства.

Спикер мажилиса Нурлан Нигматулин заметил, что субъекты квазигосударственного сектора, имея на счетах немалые суммы, запрашивают новые миллиарды, для того чтобы сохранить объемы получаемых бюджетных средств на следующий финансовый год.

«При этом госорганы идут им навстречу, потому что это позволяет им отчитаться о полном освоении своего бюджета. Хотя никакой ответственности за отвлечение государственных средств никто не несет. Настало время прекратить манипулировать бюджетными средствами, когда в конце года при угрозе неосвоения этих денежных средств начинается переброска неосвоенных денег на счета квазигосударственного сектора или на пополнение уставных капиталов дочерних компаний национальных компаний. К тому же государственным органам необходимо продумать изменения механизма финансирования квазигосударственного сектора и повышение ответственности администраторов бюджетных программ, чтобы деньги не лежали мертвым грузом, а действительно работали на экономику страны», — резюмировал Нурлан Нигматулин.

Оставить комментарий

 

Послание Президента
Послание Президента Республики
Казахстан народу Казахстана

Блог Председателя
Абдибеков Нурмухамбет Канапиевич
Председатель Счетного комитета
 

8 (7172) 70 70 30 - Телефон доверия

   Рассылка новостей