СЧЕТНЫЙ КОМИТЕТ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА

Новости - Выступления Председателя Счетного комитета

05.09.2017

Выступление Председателя Счетного комитета Нурмухамбета Абдибекова на заседании XVII сессии Совета руководителей ВОФК государств – участников СНГ, г.Баку (Азербайджанская Республика)

«Важность качественных показателей в практике оценки эффективности деятельности высших органов финансового контроля»
 
Уважаемые дамы и господа!

Позвольте выразить  искреннюю благодарность Счетной палате Азербайджанской Республики за оказанный теплый прием и отметить высокую организацию XVIIсессии Совета руководителей высших органов финансового контроля государств – участников СНГ.
Убежден, что обсуждение вопросов важности качественных показателей в практике оценки эффективности деятельности ВОФК послужит дальнейшему укреплению органов государственного аудита и финансового контроля наших государств. 

Уважаемые коллеги!
 
Современная деятельность органов государственного аудита направлена на содействие эффективному управлению и использованию национальных ресурсов для обеспечения динамичного роста качества жизненных условий населения и национальной безопасности страны. В этой связи высшие органы государственного аудита,  принимая высокую ответственность перед обществом, проводят оценку эффективности своей деятельности. В соответствии с принципом независимости высшие органы государственного аудита не могут быть подвергнуты оценке национальными агентствами – объектами государственного аудита. Поэтому каждый ВОФК оценивает свою деятельность самостоятельно либо  путем проведения  проверки равными по положению  – другим ВОФК.

К слову, в 2012 году в Счетном комитете проведена дружественная проверка Счетной палатой Российской Федерации. Это было перед реформированием системы государственного финансового контроля Казахстана, а выводы и рекомендации российских коллег помогли нам в выстраивании системы государственного аудита и финансового контроля. После перехода на государственный аудит Счетным комитетом прорабатывается вопрос проведения проверки органом, равным по положению с целью оценки проведенной работы по реформированию системы государственного финансового контроля  и его деятельности в соответствии с международной практикой.

В настоящее время в соответствии с лучшими традициями международной практики в сфере аудита государственного сектора Счетный комитет Республики Казахстан принимает ряд мер по повышению эффективности своей деятельности, выведению системы государственного аудита и финансового контроля на качественно новый уровень.

В этой связи высший орган государственного аудита и финансового контроля Казахстана ежегодно разрабатывает ключевые целевые индикаторы эффективности своей деятельности и обязуется их достигнуть. Для этого заключается Меморандум с Руководителем Администрации Президента Республики Казахстан.

На 2017 год нами приняты обязательства достигнуть следующие 4 ключевых целевых индикатора:

- «Доля фактического возмещения (восстановления) средств в общем объеме средств, подлежащих возмещению (восстановлению) по результатам государственного аудита (устранение нарушений)» -79,5%;

- «Доля исполненных рекомендаций Счетного комитета по совершенствованию законодательства и организации деятельности объектов государственного аудита (профилактика нарушений)» - 97%;

- «Доля исполнения поручений и рекомендаций Счетного комитета (с наступившими сроками исполнения)» - 99,7%;

- «Охват кадрового потенциала органов внешнего аудита системой повышения квалификации и переподготовки» - 10,5%.

Все наши намерения увязаны с реализацией Стратегического плана развитияРеспублики Казахстан на 10 лет.

Также в соответствии с Законом «О государственном аудите и финансовом контроле», принятым 12 ноября 2015 года, функции Счетного комитета расширены в части проведения контроля качества деятельности всех органов государственного аудита. 

Контроль качества органов государственного аудита представляет собой  комплексную оценку системы государственного аудита   по следующим направлениям:

1)   контроль качества деятельности ВОФК;

2)   оценка деятельности органов государственного аудита и финансового контроля;

В реализацию первого направления Счетным комитетом принято нормативное постановление от 31 марта 2016 года  «Об утверждении Процедурного стандарта по осуществлению контроля качества органами внешнего государственного аудита и финансового контроля», а также Методологическое руководство по применению данного Процедурного стандарта.

Задачей указанного Стандарта является установление единого подхода к процедурным требованиям по осуществлению контроля качества государственного аудита.

Контролю качества подлежат все этапы аудиторской, экспертно-аналитической деятельности органов государственного аудита и финансового контроля, вся деятельность государственных аудиторов.

Контроль качества представляет собой проверку материалов государственного аудита, начиная с подготовки проведения и до полной реализации, результатов аудита на основании критериев, определяемых органами внешнего государственного аудита и финансового контроля.

По завершению контроля качества материалов государственного аудита проводится предварительная оценка аудиторского мероприятия.

Предварительная оценка аудиторского мероприятияпроводится по 8 критериям:

Ø  соответствие  Аудиторского отчета установленной форме;
Ø  полнота и соответствие вопросов, охваченных государственным аудитом, вопросам, указанным в Программе аудита;
Ø  полнота раскрытия вопросов Программы аудита;
Ø  соблюдение периода охватываемого аудитом;
Ø  принятые меры объектом госаудита (возмещение в бюджет, выполнение оплаченных, выполненных работ, услуг, поставка недопоставленного товара, восстановление по бухгалтерскому учету и т.д.) по выявленным нарушениям (недостаткам) в ходе аудита;
Ø  передача материалов в правоохранительные органы для принятия процессуального решения;
Ø  привлечение должностных лиц объектов госаудита к административной ответственности;
Ø  системные недостатки и проблемы, связанные с несовершенством законодательства.

Постаудиторская оценка реализации предписаний Счетного комитета осуществляется по итогам контроля качества их исполнения и проводится по 6 критериям, включающим:

Ø  своевременность  исполнения и снятия с контроля рекомендаций, качество их исполнения;
Ø  принятие  правоохранительными органами к производству материалов аудита;
Ø  привлечение должностных лиц к административной ответственности;
Ø  принятие соответствующих мер  членом Счетного комитета в случае ненадлежащего выполнения рекомендацийобъектом государственного аудита.
 
В реализацию функции Счетного комитета по оценке деятельности органов государственного аудита и финансового контроля введен в действие Процедурный стандарт по проведению оценки деятельности органов государственного аудита и финансового контроля, а также Методологическое руководство по его  применению.

Процедурным стандартом определены  критерии и требования к проведению оценки деятельности:
Ø  уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту;
Ø  ревизионных комиссий областей, города республиканского значения, столицы;
Ø  служб внутреннего аудита.

Оценка уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту проводится по 6 направлениям:

Ø  формирование и исполнение Перечня объектов государственного аудита на соответствующий год;
Ø  проведение государственного аудита и финансового контроля;
Ø  проведение камерального контроля;
Ø  соблюдение стандартов государственного аудита и финансового контроля;
Ø  ответственность работников  этого органа;
Ø  иныенаправления (проведение оценки эффективности деятельности служб внутреннего аудита, неисполнение, некачественное или несвоевременное исполнение заданий и поручений Правительства Республики Казахстан, обращений физических и юридических лиц).

Оценка ревизионных комиссий областей, города республиканского значения, столицы проводится по 5 направлениям:

Ø  исполнение Перечня объектов государственного аудита;
Ø  проведение государственного аудита и финансового контроля;
Ø  соблюдение стандартов государственного аудита и финансового контроля;
Ø  ответственность работников ревкомиссий;
Ø  иные направления (соответствие требованиям представляемой ревизионными комиссиями информации о своей работе Счетному комитету, передача информации в Единую базу данных по государственному аудиту и финансовому контролю (Интегрированную информационную систему Счетного комитета)).

Таким образом, анализ выполнения качественных показателей играет определяющую роль в оценке эффективности деятельности органов государственного аудита. Регулярная оценка  деятельности органов государственного аудита, в том числе Счетного комитета,  способствует повышению качества проводимых аудиторских мероприятий, уровня исполнения рекомендаций, представленных по итогам аудита и в конечном итоге совершенствованию бюджетного процесса, управления  средствами республиканского бюджета и активами государства.

Благодаря постоянному контролю и мониторингу со стороны Счетного комитета, растет уровень исполнения решений Счетного комитета и объемы восстановленных (возмещаемых) средств в бюджет.

В целом за последние три года объем средств, восстановленных объектами аудита, составил около 300 млрд. тенге или около 1 млрд. долларов США.

Уровень исполнения рекомендаций Счетного комитета, исходя из мировой практики высших органов финансового контроля, достаточно высок и составляет более 90%.

  В завершение отмечу, что подобные мероприятия и дискуссии укрепляют полезные связи и сотрудничество между высшими органами государственного финансового контроля, расширяют доступ к практическому опыту. Это способствует повышению эффективности нашей деятельности и реализации важной миссии по обеспечению роста благосостояния и процветания наших государств.  

Желаю участникам сессии успешной и плодотворной работы!

Оставить комментарий

 

Послание Президента
Послание Президента Республики
Казахстан народу Казахстана

Блог Председателя
Абдибеков Нурмухамбет Канапиевич
Председатель Счетного комитета
 

8 (7172) 70 69 86 - Пресс-секретарь

8 (7172) 70 70 62 - Канцелярия

8 (7172) 70 70 21 - Телефон доверия

   Рассылка новостей