СЧЕТНЫЙ КОМИТЕТ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА

СМИ о Счетном комитете

17.09.2018

Три бюджетных вопроса, газета "Казахстанская правда"

В Мажилисе презентовали проекты законов «О республиканском бюджете на 2019-2021 годы», а также «О гарантированном трансферте из Национального фонда» на эти же годы. Отметив сбалансированность подходов к формированию главного финансового документа страны на предстоящую трехлетку, депутаты задались рядом вопросов, три из которых можно назвать концептуальными.

Проекты законов депутатам представили министр нацио­нальной экономики РК Тимур Сулейменов и и. о. министра фи­нансов Берик Шолпанкулов. Итак, расходы социальной сферы, в частности, на 2019 год заплани­рованы в объеме 4 717,3 млрд тен­ге, или 44,1% ко всем расходам. На поддержку развития реального сектора экономики на 2019 год предусмотрено 1608,8 млрд тен­ге с ростом на 70,2 млрд тенге. На реализацию Пяти социальных инициатив Президента в про­екте бюджета предусмотрено 102,5 млрд тенге.

Цена на главный экспортный «продукт» - нефть - при базовом сценарии определена в размере 60 долларов.

Реальный рост ВВП прог­нозируется на уровне 3,9% в 2019 году с последующим рос­том до 4,6% в 2023 году. Средне­годовой темп роста ВВП составит 4,2%. МНЭ обещает, что ВВП на душу населения составит 9,9 тыс. долларов в 2019 году с увели­чением до 12,9 тыс. долларов в 2023 году.

Основой движущей силой рос­та экономической активности в среднесрочной перспективе, как и прежде, будут отрасли обработки и АПК, строительная индустрия, транспортно-логистическая сфера и сервисная эко­номика.

Обрабатывающая промышлен­ность вырастет на 4,4%, горно­добывающая - на 3,0%. Устойчи­вый темп сохранится в сельском хозяйстве - 6,4%, строительной отрасли - 4,2% и торговле - 4,6%.

Объем добычи нефти увели­чится с 88 млн тонн в 2019 году до 99 млн тонн в 2023 году за счет увеличения нефтедобычи на мес­торождении Кашаган и проекта будущего расширения ТШО.

Объем экспорта составит 56,5 млрд долларов в 2019 году с увеличением до 68,5 млрд дол­ларов в 2023 году, импорт выра­стет с 34,8 млрд в 2019 году до 41,9 млрд долларов в 2023 году.
Целевой коридор годовой ин­фляции Национальным бан­ком сохранен в пределах 4-6% в 2019 году, с последующим сниже­нием до 3-4% в 2020-2023 годах.

Прогноз бюджетных параметров выглядит так: доходы респуб­ликанского бюджета без учета трансфертов прогнозируются в 2019 году в сумме 6 809,7 млрд тен­ге, в 2020 году - 7 382 млрд тенге, в 2 021 году - 8 024,7 млрд тенге.

Дефицит бюджета в 2019 го­ду запланирован на уровне 2018 года-1,5% ВВП, с последую­щим сокращением в 2020 году до 1,4% ВВП и в 2021 году - до 1,3% ВВП.

Прогноз расходов республи­канского бюджета определен в 2019 году в объеме 10 696,7 млрд тенге, в 2020 году- 11080,8 млрд тенге, в 2021 году -11427,9 млрд тенге.

При цене на нефть 60 долларов за баррель валютные активы Национального фонда по прог­нозам увеличатся в 2019 году с 62,3 млрд долларов до 67,6 млрд долларов в 2021 году.

- Определенные на 2019-2021 го­ды размеры гарантированного трансферта из Национального фонда обеспечивают выполне­ние условия по неснижаемому остатку средств в Национальном фонде в размере 30% от прогнозного значения ВВП, - подчеркнул глава МНЭ.

После того как были представ­лены основные параметры бюд­жета, настала очередь депутатов продемонстрировать свою хоро­шую память. Так, мажилисмен Аманжан Жамалов напомнил, что ровно год назад, при презентации бюджета на 2018-2020 годы, все тот же глава МНЭ обещал снизить дефицит бюджета до 1% к ВВП.

- Цитирую: дефицит бюджета в 2018 году предлагается снизить до 1,1% к ВВП. В 2019-2020 го­дах - определить на уровне 1% к ВВП. Это позволит удерживать долг Правительства в трехлет­нем периоде на уровне не более 25%. Ваши слова. Проект респуб­ликанского бюджета на 2019-й сверстан с дефицитом 1,5%. О ка­ком трехлетнем бюджете может идти речь, если Вы докладываете одно, а через год можете делать совсем другое? И сейчас задача не стоит удерживать долг Прави­тельства? - возмутился депутат.

Тимур Сулейменов отрицать не стал, что действительно Прави­тельство планировало сохранить дефицит бюджета в 2019 году на уровне 1% к ВВП.

- Это было связано с нашей оценкой общей долговой нагруз­ки. Вместе с тем, исходя из гра­фиков погашений, привлечений и правительственных займов, мы полагаем, что 1,5% является допустимой величиной, - сказал глава МНЭ.

Он добавил, что долг Прави­тельства в прогнозе социаль­но-экономического развития в пятилетнем и в трехлетнем про­екте бюджета не превышает 25%.

- Опять же, долг Правитель­ства составляется не только из финансирования дефицита бюд­жета, он составлен из огромного количества других заимство­ваний, которые могут идти на дороги, на гранты и так далее. Общий долг Правительства 25% как не превышал, так и не будет превышать в отчетном периоде, -попытался убедить депутатов министр.

Но на этом хорошая память Аманжана Жамалова не закон­чилась. Согласно проекту Закона «О гарантированном трансферте на 2019-2021 годы» в 2019 году трансферт определен на уровне 2 450 млрд тенге, в 2020 году -2 300 млрд тенге и в 2021 году-2 000 млрд тенге. В связи с этим мажилисмен напомнил, что по новой Концепции формирова­ния Нацфонда гарантированный трансферт на 2019 год определен в размере 2 трлн 300 млрд тенге. В проекте же бюджета заложена цифра с превышением в 150 млрд тенге. В ответ Тимур Сулейменов констатировал - трансферт уве­личен будет.

- Для этого в Указ Главы госу­дарства в данный момент вносят­ся изменения, - вновь констати­ровал министр.

Тревожит депутатов и рост экономики. Альберт Рау назвал этот вопрос традиционным, ко­торый народные избранники задают каждый год.

- В Концепции вхождения Ка­захстана в тридцатку заложен ежегодный рост ВВП 5,5%. Четы­ре года прошло, уже отставание накопили в 12%. Несколько лет уже сдвигается этот горизонт, когда поставлена была задача по вхождению. Когда мы это отставание будем восполнять? -поинтересовался депутат.

По словам Тимура Сулейменова, эти параметры закладывают­ся для формирования респуб­ликанского бюджета, который традиционно является консер­вативным.

- Закладывая высокие тем­пы роста ВВП, соответственно, расширение налоговой базы, мы можем заложить себе и со­ответствующие расходы, кото­рые затем не будут покрыты соответствующим ростом эко­номики и поступлением налогов. Поэтому прогнозы социально-экономического развития - это минимальная планка, которую мы берем в качестве стартовой точки, - аргументировал Тимур Сулейменов.
А что касается цели по дости­жению ежегодного роста ВВП в размере 5,5%, то, уверяет глава МНЭ, объективно этот показа­тель достижим.
- Вы знаете, что реализует­ся большое количество гос­программ, начиная с ГПИИР, «Дорожной карты бизнеса», циф­ровизации, программы АПК, и все меры, которые в этих прог­раммах содержатся, обеспечены финансированием до сих пор. Надеюсь, что и в трехлетний период, бюджет которого вам представлен, также соответст­вующее финансирование найдут. Поэтому задача Правительством четко оценивается, - отметил Тимур Сулейменов.

С заключением по оценке проекта республиканского бюд­жета выступила председатель Счетного комитета Наталья Го­дунова. Она отметила, что в те­кущем году Счетным комитетом были использованы новые под­ходы к подготовке заключения. В частности, осуществлена оцен­ка проекта прогноза социально-экономического развития страны на пятилетний период, а также проектов стратегических планов и бюджетных программ.

По словам Натальи Годуновой, использование указанных под­ходов будет способствовать наи­большей финансовой устойчивос­ти и исполнению обязательств государства, а также позволит скорректировать среднесрочные ориентиры для эффективного достижения национальных ин­дикаторов, показателей прог­раммных документов.

Председатель Счетного коми­тета проинформировала депута­тов о том, что анализ проведен по 10 направлениям. В частнос­ти, реализация Государствен­ной программы индустриаль­но-инновационного развития на 2015-2019 годы, Государст­венной программы жилищного строительства «Нурлы жер», Программы развития продук­тивной занятости и массово­го предпринимательства на 2017-2021 годы и «Дорожной карты бизнеса-2020». Кроме того, охвачены такие направления, как субсидирование в АПК, обеспечение населения водо­снабжением и водоотведением, обеспечение достаточности и укомплектованности дневными школами, улучшение условий проживания студенческой мо­лодежи, снижение онкологичес­ких заболеваний, закуп лекар­ственных препаратов в рамках ГОБМП на амбулаторном уровне, проведение исследований.

- В проекте бюджета, подготов­ленном Правительством, прак­тически исключена практика рассмотрения инвестиционных проектов общим «пулом» или с отлагательным условием. Кроме того, материалы к проекту бюд­жета расширены и детализиро­ваны. Это привело к принятию качественных бюджетных реше­ний и повышению прозрачности в бюджетной сфере, - подчерк­нула она.

Вместе с тем, по словам пред­седателя Счетного комитета, выявлены недостатки и резер­вы для повышения качества и эффективности планирования бюджетных расходов.

В частности, превышено пороговое значение гаран­тированного трансферта из Национального фонда и огра­ничение по дефициту бюдже­та. При формировании проекта трехлетнего бюджета также не соблюдены установленные среднесрочные ориентиры по бюджетным параметрам на 1 трлн тенге. Кроме того, в 2019-2021 годах предусматри­вается снижение на 45% бюд­жетных инвестиций в рамках государственных и правитель­ственных программ по причине неготовности местных исполни­тельных органов реализовать предусмотренные мероприятия.

В завершение выступления Наталья Годунова отметила, что по итогам оценки к перераспре­делению на более приоритетные проекты предложено 620 млрд тенге как неэффективно запла­нированных расходов, из них Правительством предварительно учтено 309 млрд тенге.
 

Оставить комментарий

 

Послание Президента
Послание Президента Республики
Казахстан народу Казахстана

Блог Председателя

8 (7172) 70 69 86 - Пресс-секретарь

8 (7172) 70 70 62 - Канцелярия

8 (7172) 70 70 51 - Телефон доверия

   Рассылка новостей